В небе над Европой станет тише. Наконец-то, смогут вздохнуть, прежде всего, граждане, проживающие вблизи аэропортов, поскольку с 1 апреля, согласно постановлению ЕС, вводится запрет на прием самолетов, издающих большой шум. Однако это постановление может оказаться апрельской шуткой. Дело в том, что в России и других государствах бывшего Советского Союза зреет протест. Поскольку многие тамошние авиакомпании имеют лишь устаревшие самолеты, не соответствующие по своим параметрам строгим требованиям принятого документа, то в ходе двусторонних переговоров делается попытка обойти этот запрет.
Запрет касается всех гражданских реактивных самолетов, которые не отвечают строгим требованиям норм на шум так называемой "главы 3" международной организации по гражданскому воздушному сообщению ICAO. Эти нормы затрагивают машины такого типа, если они имеют более 19 мест и весят более 34 тонн. К числу особо шумных самолетов, которые не будут приниматься в аэропортах, наряду с такими машинами, как "Ил-62" и "Ту-134", отнесены также западные самолеты "Boeing-737", "BAT One-Eleven" и "Douglas DC-9". Аэропорты Германии не принимают эти машины уже с 1990 года. С 1995 года существуют ограничения для иностранных самолетов, которые эксплуатируются более 25 лет.
В то время, как Аэрофлот давно использует на линиях в Западную Европу современные аэробусы и Боинги, многие небольшие авиационные предприятия бывшего Советского Союза располагают лишь устаревшими и соответственно издающими большой шум самолетами российского производства. Соответствуют документам по охране окружающей среды лишь самолеты "Ту-154М", "Як-42" и пока еще не столь распространенные "Ту-204" и "Ил-96". "некоторые мелкие операторы исчезнут с рынка", - говорит Удо Зидлер (Udo Siedler) - сотрудник аэропорта в Ганновере. Большинство рейсов в российскую провинцию совершается из этого аэропорта. 30 процентов из 2100 стартов и приземлений, совершенных в прошлом году, осуществлялись с превышением существующих нормативов. "Многие крупные российские компании заявили о намерении об увеличении парка машин, издающих меньше шума", - говорит Зидлер. Поэтому он не думает, что дело дойдет до краха. В Берлине нововведения коснулись только авиакомпании "Пулково", самолеты которой летают из Шенефельда в Санкт-Петербург, а летом дополнительно - в Москву, а также белорусской компании "Белавиа", связывающей Берлин с Минском. Обе компании до последнего времени часто использовали самолеты "Ту-134". Но и та, и другая имеет также более бесшумные самолеты "Ту-154", которые теперь используются на болгарских туристических линиях.
В то же время нововведения жестко коснутся грузового авиационного транспорта: под запрет попадает российский стандартный грузовой самолет "Ил-76". Поэтому в настоящее время Россия пытается на двусторонней основе добиться на уровне западноевропейских правительств введения особых условий. Так, на этой неделе министра транспорта России ожидают в ЕС.
"Директивы позволяют делать исключения лишь в исключительно узких рамках", - говорит руководитель Управления воздушных сообщений Министерства транспорта Германии Тило Шмидт (Thilo Schmidt). Так директивой разрешается эксплуатация самолетов, "которые представляют исторический интерес", а также прием некоторых машин, идущих "на ремонт, модернизацию или проверку", а также используемых "в чрезвычайной ситуации". В конце недели Шмидт отправляется для переговоров в Москву.