"Они были повсюду, спрятавшиеся в каждой пещере и готовые напасть на нас"
"Конечно я помню, как трудно было сражаться против моджахедов. Они были повсюду, в любой пещере, в каждой расщелине скалы". Николаю Пешкову было 34 года, когда советские войска вторглись в Афганистан. Он был офицером. Во время той кампании советская армия потеряла сотни вертолетов, как транспортных, так и штурмовых.
- Что вы делали, чтобы спасти вертолеты?
- Применялись термические контрмеры, чтобы дезориентировать Стингеры (Stinger), ракеты земля-воздух американского производства, которые у моджахедов были в избытке. Но этого было недостаточно.
- И что тогда?
- Одной из основных мер предосторожности был поиск и конфискация Стингеров и всего вооружения типа земля-небо. Необходимо было исследовать территорию пядь за пядью, чтобы избежать западни для вертолетов в тех зонах, где наши летали часто. Но и работа по исследованию территории и поиску обошлась нам дорого. В засадах на земле тоже не было недостатка.
- Что делало командование, чтобы поощрить исследование территории, учитывая, что речь шла об очень опасном задании?
- Награждали. Офицер, изъявший Стингер, получал Орден Красного Знамени или Орден за службу Родине.
- Как вам удавалось находить ракеты?
- Это ведь не безделушка, которую можно спрятать в карман. Их нужно прятать во время перевозок. А значит, есть те, кто видел и знает. Когда у нас были деньги, мы часто покупали информацию. Кроме того, нужно присматриваться к каждому каравану, поскольку любой караван может перевозить Стингеры.
- Как вы себя вели при перемещении отрядов?
- Разведки повторялись по десять-пятнадцать раз, прежде чем отправить транспортный вертолет. Кроме того, транспортные средства перемещались группами по 4 и больше. И только днем: ночью было слишком опасно.
- Какой совет Вы можете дать американцам?
- Помнить о Вьетнаме. Там они сталкивались с теми же проблемами в течение многих лет. Если тот опыт еще не стерся из их памяти, то поможет им воевать в Афганистане.