Генеральный прокурор Бернар Бертосса (Bernard Bertossa) зачитал обвинительное заключение по делу Павла Бородина, и потребовал от него выплаты штрафа в 300 000 швейцарских франков за отмывание денег. Трое швейцарцев, также замешанных в отмывании, проходивших по делу Бородиным, обязаны выплатить штрафы от 20 000 до 40000 швейцарских франков.
Для представителей компании Mabetex из кантона Течино дело завершилось на мажорной ноте, поскольку дела Беджета Пакколи (Beghjet Pacolli)и Виктора Столповских сданы в архив. Это означает что преследование против них прекращено, если не появятся новые доказательства.
В настоящее время Павел Бородин является генеральным секретарем союза Белоруссии и России. Он обвинялся в получении взяток на общую сумму 30 миллионов долларов со стороны швейцарских компаний Mabetex и Mercata, когда он был управляющим делами президента. В обмен на получение взятки он доверил компании Mercata выполнение работ по реконструкции Кремля, и ремонт президентского самолета.
Вопрос о Mabetex был снят с повестки дня обвинением, равно как и подозрения по поводу переоборудования самолета президента. На повестке дня остались лишь работы, выполненные фирмой Mercata.
"Гора разродилась мышью. Данное судебное предписание отражает слабость обвинений, выдвинутых против господина Бородина три года назад", - хором говорят господа Робер Ассаель (Robert Assaël) и Винсен Солари (Vincent Solari), женевские адвокаты, и мадам Доменик Понсе (Dominique Poncet), адвокат Павла Бородина. "Наш клиент продолжает утверждать, что он невиновен. Он не брал никаких взяток, и, следовательно, не мог отмывать денег ни в Швейцарии, ни где бы то ни было еще. Следовательно, он может подать протест, поскольку это решение стало результатом делопроизводства, а не было вынесено независимым и беспристрастным судом. Это означает, что он может и не противится решению прокуратуры, в "целях мира". Но это отнюдь не будет значить, что наш клиент признал себя виновным".
Что же касается залога в 5 миллионов швейцарских франков┘
Другое преимущество, возникающее в случае принятия предписания: залог в 5 миллионов швейцарских франков, который Бородин вынужден был уплатить за свое временное освобождение, вернется в российскую казну.
У Павла Бородина есть отсрочка до понедельника 18 марта, чтобы принять решение, оспаривать ли это постановление. Если он выступит против, тогда, решение генерального прокурора превратится в обвинительный акт, и дело будет рассмотрено в полицейском суде открыто.
Что касается фирмы Mercata, то ее представители довольно живо отреагировали на принятие постановления: "Такова плата за расследование, которое велось недопустимым образом", - заявил Лучо Аморузо (Lucio Amoruso), адвокат Виктора Столповских, который напомнил, что предприятие пострадало от секвестра на сумму 100 миллионов франков, по решению следователя. Решение о секвестре было отменено Обвинительной палатой, которая сняла арест со счетов компании в прошлом году.
Как Бернар Бертосса объясняет скромность приговора? "Нужно было найти выход в этом деле, поскольку российское правосудие отказалось сотрудничать с нами. Поскольку в Москве не было возбуждено никакого преследования против господина Бородина, пришло время и нам закрыть дело. Кроме того, дело Mabetex было закрыто за истечением срока давности".
Штраф не столь безобиден┘
Генеральный прокурор продолжил: "Вы говорите, что приговор скромен. Я должен заметить, однако, что он составляет треть от максимального штрафа, к которому прибегают при отмывании денег. Кроме того, я не думаю, чтобы в Швейцарии и за ее пределами велось так много дел против высокопоставленного российского чиновника, которые закончились бы вынесением приговора".
Можно также прибавить, что генеральный прокурор приближается к окончанию своего мандата, и не хотел бы оставлять после себя дело, которое приняло дурной оборот для обвинения. Это значит, что пересмотр дел компаний Mabetex - Mercata швейцарскими судами еще возможен. В этом смысле, возможны иски за нанесение ущерба со стороны некоторых лиц, проходящих по делу, поскольку дело Михайлова, который получил 810 000 швейцарских франков компенсации, создало прецедент.
В Москве решение Бертоссы воспринято как оправдательный приговор
Павел Бородин и его российские адвокаты сочли за лучшее представить решение женевской прокуратуры как оправдательный приговор. При посредстве таких всесильных СМИ, которыми являются два телевизионных канала и агентство Интерфакс, они дали понять, что бывший управляющий по президентским делам совершенно чист, не объяснив, однако, как невиновному могли выписать штраф на 300 000 швейцарских франков.
Решение женевской прокуратуры принесло удовлетворение еще 13 лицам, проходившим по этому делу, которое вел судья Дево (Devaud), в частности, это касается представителя "Mercata", Виктора Столповских. Его адвокат Борис Кузнецов заявил в интервью газете "Коммерсант", что преследование, начатое против его клиента, закрыто.
"Все это было исключительно политическим процессом, начатым по требованию вполне определенных российских сил", - повторил вчера в Минске Павел Бородин, не уточнив, о каких силах идет речь. Ни его пресс-атташе Иван Макушок, ни его московские адвокаты Элеонора Сергеева и Генрих Падва не сообщили, собирается ли Павел Бородин выплатить штраф или опротестовать решение прокуратуры. Адвокаты собираются встретиться со своим клиентом и обсудить программу действий по его возвращении в Москву. Однако Элеонора Сергеева заявила, что постановление генерального прокурора Женевы "не может рассматриваться в качестве признания вины".
Прыжок к вершинам власти.
Назначенный Владимиром Путиным на странную должность генерального секретаря Союза Белоруссии и России, бывший кремлевский управляющий может попытаться использовать решение женевской прокуратуры, чтобы вернуться на вершину российской власти. Но, по мнению обозревателей, он принадлежит к тем представителям клана Ельцина, которые медленно, но верно отодвигаются на второй план Владимиром Путиным.
"У Бородина нет политического будущего, поскольку к власти пришла новая команда", - считает Юрий Щекочихин, депутат от центристской партии "Яблоко". По его мнению, Павел Бородин не входит в число десяти россиян, к которым проявляет наибольший интерес думская комиссия по борьбе с коррупцией, в которой работает депутат. "Женевская прокуратура делала много заявлений, но у нее не хватило доказательств. Быть может потому, что российская прокуратура отказалась поделиться своими материалами", - сказал Юрий Щекочихин, который сталкивался с русскими и швейцарскими судьями лицом к лицу: "Я не исключаю, что российская прокуратура не хочет бороться с коррупцией, но могу сказать, что Бертосса (Bertossa) не сдержал своего обещания". Щекочихин заключил, что "как и в космосе, русские в коррупции - одни из первых".
Анри Рот (HENRI ROTH)