Нью-Йорк, 17 марта 2002 года. Российский министр обороны Сергей Иванов в интервью, переданном в эфир в воскресенье, заявил, что Россия, возможно, согласится на новый договор по ядерным вооружениям, который позволил бы Соединенным Штатам сохранить для возможного использования в будущем некоторые из снимаемых с вооружения ядерных боеприпасов вместо того, чтобы их уничтожать. Высказывания г-на Иванова в программе NBC "Встреча с прессой" заставляют предположить, что Кремль смягчил свою позицию по вопросу, который российские официальные лица называют главной помехой прогрессу в деле достижения договоренности о сокращении ядерных вооружений. Обе стороны надеются подготовить такую договоренность к подписанию ко времени визита в Россию в мае нынешнего года президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush).
В декабре прошлого года г-н Буш-младший согласился сократить американский арсенал дальнобойных ядерных систем оружия, уменьшив количество боезарядов до 1700-2200 единиц, а российский президент Владимир Путин сказал, что Россия может сократиться до 1500 единиц. Однако официальные лица России выражают серьезную озабоченность по поводу американских планов сохранения снимаемых с вооружения ядерных боезарядов вместо того, чтобы их уничтожать, что позволило бы в будущем снова использовать эти боезаряды, в том числе и против России, если отношения с ней ухудшатся.
В интервью, взятом в Вашингтоне на прошлой неделе, после того, как г-н Иванов встретился с г-ном Бушем-младшим и министром обороны США Дональдом Рамсфелдом (Donald H. Rumsfeld), российский министр обороны заявил, что определенную часть снимаемых с вооружения в соответствии с соглашением боезарядов можно было бы отправить на хранение, и что детали этого "могут быть уточнены в ходе переговоров". "Определенную их (боезарядов - прим. пер.) часть можно хранить. Я вот так, сразу, не возражаю против этого принципа, - сказал он. - Но дьявол прячется в деталях: сколько, как долго и как быстро они могут быть возвращены в боевой состав, а также, как это повлияет на стратегическую стабильность".
Утечка сведений о секретном документе Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.) по вопросу ядерного планирования, из которых стало известно, что существует план на чрезвычайный период, предусматривающий нанесение Соединенными Штатами ядерных ударов по России, вызвало возмущение некоторых российских официальных лиц и угрожало омрачить визит г-на Иванова в Америку. Однако в пятницу он заявил, что Россия удовлетворена разъяснениями Соединенных Штатов.
В интервью, переданном в эфир в воскресенье, он положительно оценил итоги своего визита в Соединенные Штаты, назвав г-на Буша-младшего "дальновидным человеком " и высказав мнение, что г-н Буш-младший и г-н Путин стремятся к более тесному сотрудничеству несмотря на оппозицию некоторых из своих соотечественников. Г-н Буш-младший "понимает что времена 'холодной войны' определенно позади, и что обоим лидерам следует быть достаточно смелыми и одаренными богатым воображением, чтобы попытаться и, быть может, преодолеть бюрократию в обеих странах, которая иногда имеет собственный интерес".
Обратившись к теме Ирака, г-н Иванов сказал, что Россия считает, что режим Саддама Хуссейна (Saddam Hussein), вполне возможно, разрабатывает оружие массового поражения (ОМП), но что до тех пор, пока это не будет доказано, никаких акций сверх существующих санкций Организации Объединенных Наций (ООН) предпринимать не следует. "Мы полагаем, что, возможно, Ирак представляет проблему в плане ОМП, - сказал он. - Вот почему мы поддерживаем идею, что в Ирак следует направить многочисленную группу международных инспекторов (по вооружениям)┘ чтобы выяснить то, что им нужно, и в конце концов получить ясный ответ, да или нет".
В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, наложенные на Ирак после его вторжения в Кувейт в 1990 году санкции не могут быть отменены, пока инспекторы ООН не удостоверятся в том, что эта страна не разрабатывает ОМП. Инспекторы покинули страну в 1998 году, и Ирак препятствует их возвращению. Россия поддерживает тесные отношения с Ираком, который должен ей миллиарды долларов США, и оказывает на Багдад давление в пользу согласия на возвращение инспекторов как предварительного условия отмены санкций.
На вопрос, поддержит ли Москва военную операцию, если Соединенные Штаты решат, что необходимо сместить Саддама Хуссейна, г-н Иванов сказал лишь, что Соединенные Штаты не проинформировали Россию о подобном решении. Однако он добавил: "Проблема не в Саддаме Хуссейне. Проблема в ОМП".