Глава грузинского государства Эдуард Шеварднадзе давно стремится к вступлению своей страны в НАТО. Тесные политические связи между республикой и западным союзом уже установлены в рамках антитеррористической операции. Американские солдаты находятся на территории Грузии.
"MZ": Господин президент, Грузия играет важную роль в борьбе против международного терроризма. Какие трудности переживает Ваша страна?
Шеварднадзе: Было бы неверным утверждать, что терроризм является в Грузии первостепенной проблемой. Но в нашей стране живут чеченские беженцы. И не исключено, что среди них находятся и боевики, которые воевали; террористы, которые повинны в определенных преступлениях. Но мы в этом не виноваты. Русские сами открыли границу между Чечней и Грузией. У меня по этому поводу был очень серьезный разговор с российским президентом Владимиром Путиным. Русские должны все же заставить вернуться на свою родину своих граждан, речь идет, примерно, о 8 000 человек.
"MZ": С конца февраля в Грузии находятся американские солдаты из состава подразделений специального назначения. Какие задачи стоят перед ними?
Шеварднадзе: Американские военнослужащие должны организовать подготовку грузинских вооруженных сил, довести их состояние до уровня стандартов НАТО. Это является также и инвестицией в будущее. Мы восстановили Шелковый путь - торговый маршрут, который начинается в Китае и заканчивается на Атлантике. В будущем он станет оживленным транспортным маршрутом для товаров. По нему будут перемещаться большие людские потоки. И среди них могут также оказаться и террористы. Мы должны подготовиться к этому. И поэтому американцы - в стране.
"MZ": Будут ли проводиться совместные военные операции против террористов, например, в Панкисском ущелье у границы с Чечней?
Шеварднадзе: Исходя из нынешнего положения дел, я это исключаю. Договор, который мы заключили с американцами, не предусматривает этого.
"MZ": Стремится ли Грузия к тому, чтобы стать членом НАТО?
Шеварднадзе: Да. У нас уже сегодня тесные партнерские отношения с НАТО. Идет постоянный политический диалог. Впрочем, военнослужащие НАТО проводят совместные тренировки с нашими вооруженными силами уже во второй раз. То есть, мы постепенно подрастаем для членства в НАТО.
"MZ": У России это вызывает определенную озабоченность. Вы можете это понять?
Шеварднадзе: Бог ты мой, Москва, ведь, не думает всерьез, что армия государства, у которого пять миллионов жителей, может каким-нибудь образом угрожать большой России. Русским, однако, мешает лишь то, что это решение мы приняли самостоятельно. Но мы - суверенное государство.
"MZ": Американцы, русские и европейцы - все сегодня хотят участвовать в решении проблем в Средней Азии. Не грозит ли региону новая борьба за власть и сферы влияния?
Шеварднадзе: Я думаю, что понятие сферы влияния уйдет постепенно в историю и вскоре больше не будет столь употребимым. Перед человечеством стоит столько проблем глобального характера. Нищета, экономический упадок, необходима помощь целым регионам. Что, собственно, означает в этой ситуации создание в Грузии армии с помощью американцев? Ответ простой: это условие для стабильности государства. И Россия должна быть в первую очередь заинтересована в стабильном соседе. Во всяком случае, президент Путин и я понимаем это так. Однако, у других с этим, очевидно, есть проблема.