Войтыла сказал мне: "У нас отбирают церковь? Я буду служить мессу прямо на снегу"
"Мы знали, что наши телефоны прослушиваются. Когда мы с епископом Войтылой говорили о коммунистах, то называли их "братьями, далекими от нас". Они были далекими, поскольку были коммунистами. Но оставались братьями". Только глубоко верующий человек, как Ванда Полтавска (психиатр, мать четверых детей, подруга и соратница с 1950 года будущего Иоанна Павла II) может назвать "братьями" собственных преследователей. "Ненависть? Тот, кто ежедневно повторяет слова Отца Небесного, не может знать, что это такое". Даже во времена самого строгого коммунистического режима, которые Ванда Полтавска определяет таким образом: "Непрерывная война против Церкви, ее иерархий, верующих, война с интеллигенцией, с культурой, и, наконец, с самим народом, голодающим и истощенным".
Война, которая нашла в Войтыле стойкого защитника Церкви: "Еще когда он был капелланом краковских студентов, все его очень любили. Он увлекал ребят. Сегодня священники пользуются телевидением, компьютером, сотовыми телефонами. А он забрасывал за спину мешок и уходил вместе с ребятами молиться на целые дни и недели". Ванда Полтавска сегодня вечером примет участие в телепередаче "Христос в холоде Востока - катакомбы XX века и молчаливое мученичество Церкви с Октябрьской революции до 2000 года". Она расскажет, в частности, о покушении 1981 года: "Святой Отец был центром борьбы против коммунизма┘ Я помню отчаяние жителей Польши. Все - от ревностных верующих до людей, лишь изредка заходивших в церковь, - опасались за его жизнь┘ На следующий день я пришла к нему в больницу, и он мне сказал только: "Не бойся, со мной ничего не случится, Богородица хранит меня".
Эта женщина говорит редко. В книге "Я боюсь своих снов" она рассказала о четырех годах, проведенных в нацистских концлагерях, куда она попала, поскольку была католической активисткой Сопротивления. Дружба с Папой обязывает ее быть сдержанной, но недавно она оказалась в центре внимания из-за процесса канонизации Отца Пия. У нее был рак горла, и Войтыла, который был тогда епископом, в ноябре 1962 года обратился к монаху, чтобы просить для нее божьей милости. Женщина необъяснимым образом выздоровела, и это, по мнению многих, может объяснить связь Понтифика с фигурой Отца Пия. Но Ванда Полтавска наотрез отказалась говорить об этом.
Лучше вспомним борьбу с коммунизмом. Почему Войтыла стал ее центром? "Кардинал Стефан Вычинский, и он разделили между собой задание. Кардинал боролся на политической арене, вплоть до ареста. Войтыла занялся идеологической и культурной борьбой, это очень опасное для коммунизма поле. Он основал в Кракове Институт теологии семьи. Он понял, что заботиться о моральном здоровье этой основной ячейки общества, было способом противостояния".
Он прибегал к уловкам: "Этот Институт был вне закона. То есть формально он не существовал. Войтыла решил проводить собрания в собственной квартире. Каждый раз они готовили много чая и кофе, чтобы, если будет проверка, притвориться, будто празднуют день рождения. А на самом деле это были лекции по христианской этике для молодежи, ведь молодежь - это будущее".
Ванда помнит множество других смелых жестов Войтылы против режима: "Если власти запрещали сооружение церквей в стране, он был способен провести рождественскую мессу прямо на снегу под открытым небом. Верующие шли сотнями, да и в церкви приходили даже те, кто обычно этого не делал, потому что это стало способом сопротивления. Это были победы над системой, которая, по моему мнению, имела сатанинские корни".
Сегодня Ванда по-прежнему продолжает встречаться со своим старым другом, который позвал ее в папский совет по вопросам семьи. Он побежден болезнью? "Совсем нет. Он выдерживает все, совсем как Христос: он настоящий Его наместник на Земле. Он не знает, что такое эгоизм. Конечно, не колено его волнует. А вот Вифлеем, Вифлеем - да".