В феврале они вышли на первое место в мире по производству черного золота, впереди Саудовской Аравии. Америка, в поисках новых путей энергоснабжения, вдруг пошла на сближение со своим прежним врагом┘ У которого, к тому же, огромный газовый потенциал!
Новость не осталась незамеченной. В феврале месяце Россия стала номером 1 по производству нефти, обогнав Саудовскую Аравию: 7,28 против 7,19 миллионов баррелей сырой нефти в день. Хотя это и мизерное преимущество, данные, опубликованные Международным агентством энергетики, показывают глубинную тенденцию: Россия вновь выходит на первый план на международной сцене. Это возвращение началось на следующий день после 11 сентября, с тех пор как Владимир Путин заявил о поддержке Соединенных Штатов, что не прошло незамеченным. Между двумя державами наступило значительное потепление климата. Кроме того, была забыта враждебность Кремля в отношении противоракетного щита Буша (Bush) и попыток НАТО включить в свой состав бывшие советские республики. Конечно, непосредственные интересы России - придание законности войне в Чечне, возможное вступление в ВТО - отчасти объясняют это сближение.
Но Москва смотрит гораздо глубже. На самом деле, фактически выключенная из нового мирового порядка, который выстраивался в 90-е годы лишь к выгоде Америки, Россия возвращается, чтобы вновь попытаться сыграть на двойственности рынка нефтепродуктов. Война в Заливе напомнила США о важности энергетического вопроса; 11 сентября стало подтверждением роста антиамериканских настроений в мусульманских странах. Отсюда и весь расклад. "Теракты выявили дополнительное противоречие - вопрос безопасности установок и инфраструктур в энергетической сфере", - объясняет Жан-Мари Шевалье (Jean-Marie Chevalier), профессор в университете Paris Dauphine и директор Cambridge Energy Research Associates. Следовательно, Россия дает Америке возможность найти новые пути поставок нефти, в чем, как никогда, есть настоятельная необходимость.
"Теракты произошли в тот момент, когда Америка, главный потребитель на планете, оказалась в неустойчивой ситуации в области энергетики", - пояснил Жан-Франсуа Джаннезини (Jean-François Giannesini), советник Института нефти Франции (IFP). Многочисленные случаи отключения электричества, имевшие место в Калифорнии в начале 2001 года, сделали очевидной неспособность местных и федеральных властей выработать единую энергетическую политику. Ибо, вместо того, чтобы ограничивать потребление, что возымело бы действие, но привело бы к пересмотру "американского образа жизни", правительство увеличило поставки энергии на приоритетные объекты и потребовало освоения новых сфер деятельности. Внедрение плана Буша-Чейни, представленного в мае 2001 года, предусматривает крупномасштабное увеличение национальных производственных мощностей, оно займет годы и потребует не одну сотню миллиардов долларов. А пока США оказываются между двух огней: между необходимостью увеличивать поставки энергии и опасной зависимостью от импорта из стран Персидского залива. Кроме того, эти страны находятся в перманентной опасности дестабилизации.
В этом - главный козырь России, которая видит возможность выйти на первый план. Конечно, Москва не сможет полностью компенсировать нефть Ближнего Востока: ее резервы составляют лишь десятую часть от запасов стран Залива. Но у бывшего "врага номер 1" есть и другие аргументы: Россия располагает третью мировых запасов природного газа. Ибо газ - энергия будущего. "Если запасы разработанных месторождений нефти и газа примерно равны друг другу (145 гигатонн в нефтяном эквиваленте), то еще не разработанные ресурсы природного газа приобретают решающее значение, по простой причине, что разведка газа не велась несколько лет", - подчеркивает Натали Алазар (Nathalie Alazard), директор по экономическим вопросам Института нефти Франции. Таким образом, известных запасов нефти хватит на 40 лет потребления, а газа - на 60. Кроме того, преимущества последнего не вызывают сомнений. Во-первых, в финансовом отношении: затраты электростанции, работающей на газе, составляют 457 евро на киловатт, против 1067 для ветряной станции и от 1524 до 1829 евро для атомной станции. Во-вторых, газ меньше загрязняет окружающую среду. Он выбрасывает 15,3 тонны углекислого газа на тераджоуль, против 20 тонн для нефти.
Дядя Сэм увеличивает свое присутствие в Центральной Азии.
Результат: Соединенные Штаты использовали временное улучшение отношений с Россией, чтобы усилить свое присутствие в районе Каспийского моря: в Центральной Азии, которая таит в своих недрах огромные резервы природного газа) и на Кавказе, что открывает дорогу к жизненно важным нефтяным месторождениям. Кроме того, старый проект компании "Unolocal" (Union Oil Company of California) - строительство трубопровода через Афганистан и Пакистан, приостановленное в середине 1990-х годов, в любой момент может обрести вторую жизнь. Охлаждение между двумя сверхдержавами делало этот проект, и без того дорогостоящий (ввиду географии региона) и рискованный (ввиду хронической нестабильности региона), еще менее реальным┘ "Нужно перестать нагнетать напряжение вокруг российско-американского конфликта на Каспии", - отмечают по этому поводу в министерстве промышленности в Париже.
В настоящий момент США не импортируют ни нефти, ни газа из этого региона. Но дальнейшее развитие проектов подразумевает вовлечение американских компаний, а дипломатическое сближение показывает, что Дядя Сэм не останется в стороне. Владимир Путин, к величайшему сожалению собственной армии, не препятствует присутствию в Грузии американских специалистов, прибывших, чтобы подать руку помощи в случае возможных проявлений чеченского исламизма. Кроме того, страна получает от США 100 миллионов долларов экономической помощи ежегодно, американцы также финансируют прозападно-настроенные грузинские партии, среди которых "Новое национальное движение". Наконец, американцы и русские поднимают вопрос о поставке нефти Печорского бассейна (на севере Сибири) в Америку через Арктику.
Американские предприятия, которым удалось утвердиться в регионе, первыми получат выгоду от сближения России и Запада. Когда-то Россия оказывала давление и настаивала на том, что нефть, добытая на Каспии, должна проходить по ее территории "северным путем" (Тенгиз - Новороссийск). Сегодня Россия согласилась на то, что нефть может доставляться через кавказские республики (которые, однако, считаются ее "охотничьими угодьями"), по "южному пути" (Баку - Тбилиси - Сейхан), который заканчивается в Турции, либо через новый нефтепровод Баку-Супса. Американские компании, участвующие во всех трех программах (ChevronTexaco, ExxonMobil, Unocal) вздохнут с облегчением. Именно компания ExxonMobil разрабатывает газовое месторождение на острове Сахалин, призванное поставлять газ Японии, чтобы снизить ее зависимость от ресурсов Ближнего Востока. Экономическое влияние США распространяется и дальше. "Эксперты по энергетике наиболее крупных фирм внедряются в правительственную машину Казахстана и контролируют энергетическую направленность страны", - пишет на сайте www.strategic-road.com Надим Малла-Лопес (Nadim Mallat-Lopez), адвокат, специализирующийся по военным делам.
ОПЕК уже извлекла выгоду из российско-американского сближения. Заявления министра энергетики России Игоря Юсуфова от 29 января, сделанные в Государственной Думе, как никогда ясны: "Следует увеличить добычу нефти, перейти от снижения производства к его росту, чтобы конкурировать на международном рынке с арабскими производителями". Чтобы остановить падение цен на нефть, возникшее в результате экономического спада после событий 11 сентября, в середине ноября ОПЕК приняла решение ограничить добычу черного золота на 1, 5 миллионов баррелей в день начиная с 1-го января. Чтобы не потерять часть рынка, ОПЕК выставила условие, что страны-производители, не входящие в организацию (в первую очередь Россия, Норвегия и Мексика) сделают то же самое, что приведет к общему сокращению производства на 2 миллиона баррелей в день. В случае отказа организация угрожала этим странам войной цен. "Приняв решение о сокращении, ОПЕК предоставила другим производителям выбор; страны, не входящие в организацию, получили право голоса. Следовательно, контекст значительно изменился", - отмечают в Кэ Д"Орсе.
Конечно, Россия согласилась сократить производство на 100 000 - 160 000 баррелей в день. Но это ничего не означает. "Этот объем соответствует традиционному сокращению экспорта в зимнее время в России, которое происходит, чтобы обеспечить внутренние потребности в отоплении!" - подчеркивает Жан-Франсуа Джаннезини. Страны ОПЕК сознают, что идут на риск: за десять дней до начала конференции министров стран-членов, которая состоялась 15 марта, организация направила в Москву двух эмиссаров, чтобы получить согласие России продлить сокращение производства еще на три месяца. Однако "российские нефтяные компании ясно показывают, что хотят увеличить свои рынки", - объяснил Жан-Мари Шевалье. Эту тему подхватывают промышленники, которые не строят больших иллюзий насчет соблюдения соглашения со стороны России. К тому же, подчеркивает Жан-Мари Шевалье, "соблюдение условий со стороны России трудно проверить на практике: часть российских потоков, направляемая по железной дороге, контролируется недостаточно. Продлится ли российско-американское сближение? Это будет зависеть от обстоятельств, расхождений по ряду вопросов не избежать, как это было в случае критики Москвы концепции "оси Зла". Но разве премьер-министр Михаил Касьянов не говорил о "стратегической энергетической оси" на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке в феврале 2002 года? Можно ли представить себе, что на Ближнем Востоке произойдет спад в энергетической сфере? Этого нельзя исключать. "Если западные предприятия продолжат вкладывать деньги в разработку нефтяных запасов вне арабского мира, возможно, что США удастся компенсировать 2 из 3-х миллионов баррелей в день, которые они импортируют со Среднего Востока", - развивает тему Жан-Франсуа Джаннезини.
Тем более, что с черным золотом стран Залива могла бы конкурировать так называемая "тяжелая нефть". Программы Tabasco (штат Альберта, Канада) и Cincor (дельта реки Ориноко в Венесуэле, стране, которая уже поставляет 15 % американской нефти) предполагают разработку месторождений огромного масштаба: их резервы соответствуют тотальному потреблению нефти начиная с первых буровых! Называют цифру 600 гигабаррелей, что соответствует почти полному резерву Ближнего Востока. Эксплуатация месторождений "тяжелой нефти" на данный момент в 5 раз дороже, чем добыча классическим способом, что отдает преимущество газу: "Будучи грязным продуктом, тяжелая нефть предполагает процесс гидрирования на основе газа", - объясняет исследователь. Потеря арабскими странами части рынка ОЭСР может ускориться, если в развитых странах подтвердится тенденция перехода с нефти на газ.
Ближний Восток ищет новые рынки.
В настоящий момент идет строительство 60 танкеров, и существует 16 проектов расширения терминалов в Европе и США. "Поэтому, - объясняет Жан-Франсуа Джаннезини, - Ближнему Востоку нужны новые рынки, в частности, в Азии". Но страны Залива знают, куда идти. "85% роста спроса на нефть наблюдается в странах, которые не входят в ОЭСР", - считает Пьер Ноель (Pierre Noël), исследователь из Института международных отношений Франции (Ifri). И делает долговременный прогноз (на 15 лет): "Могут появиться два крупных блока стран: блок Севера, от Америки до Японии, их экономика перейдет на потребление природного газа, и азиатский блок, от Бейрута до Шанхая, во главе с Китаем, в этих странах будет преобладать нефть. Африка может стать связующим звеном между двумя этими блоками, и главным стратегическим центром". Черное золото составляет пока еще 41 % потребления в странах ОЭСР и обходит природный газ (21%). Спрос на нефть будет расти, поскольку именно она, за редким исключением, применяется в транспортной сфере. Но эта зависимость не является неизбежной: американские автомобилестроители и многочисленные исследовательские институты разрабатывают альтернативные технологии, которые предполагают использование водорода в качестве топлива, а он сам добывается из ┘природного газа.