"Качество гражданского строительства в Москве часто неудовлетворительно. Это вызывает ряд протестов со стороны населения". Это слова мэра Москвы Юрия Лужкова, и всякий, кто жил в столице, не может с ним не согласиться. Одно из многих впечатлений: в большинстве московских квартир отопление не регулируется и даже не отключается. Иногда среди зимы приходится открывать окна, чтобы не задохнуться.
Сейчас московский муниципалитет разрабатывает амбициозные проекты. 3 февраля 1998 года он одобрил генеральный план развития столицы вплоть до 2020 года, на который было выделено 12 миллиардов рублей. План предусматривает строительство квартир, которые позволят увеличить жилищную площадь на одного человека до 28-30 квадратных метров, в отличие от 9 метров в советские времена и 22 метров сейчас.
Но в США, например, каждый человек может рассчитывать на 60 квадратных метров жилой площади. Предусмотрены и другие инициативы широкого размаха: сооружение четвертой окружной дороги вокруг города и перенесение на окраины девяти железнодорожных станций, препятствующих развитию города. Существующие станции превратятся в музеи или большие торговые центры.
Лужков доверил реализацию своего плана компании "Конти", директор которой Владимир Демура говорит: "Идея состоит в создании высотных зданий, которые будет видно издалека и которые будут формировать городской пейзаж в соответствии с традиционной московской схемой концентрических окружностей с Кремлем в центре". Демура замечает, что "речь идет о реализации сталинского проекта, оставшегося незавершенным из-за Второй мировой войны.
Именно обращение к сталинской "традиции" и вызывает недоумение критиков. Эта "традиция" представлена в первую очередь семью гигантами, построенными в 50-х годах, зачастую трудом военнопленных. Два из этих зданий, называемых "высотками" (высокие дома) имеют общественное назначение: министерство иностранных дел на Смоленской площади и центральный корпус университета имени Ломоносова на Воробьевых горах. Еще одно отведено под гостиницу ("Украина"), а остальные стали жилыми домами. Раньше в них жили представители номенклатуры, высшие чины коммунистической партии и государства. Сейчас сталинские дома стали "предметом вожделения" "новых русских". Более того, распространяется определенный снобистско-настальгический вкус: жить в сталинских домах считается высшим шиком. Многие из этих домов, которые носят славу крепких и прочных, были реставрированы, и теперь минимальная цена за метр составляет 1300 долларов.
"Сталинский" стиль - это смесь готики, барокко и неоклассики, смесь массивная, безвкусная, со множеством аллегорических статуй, колонн, капителей, рассеянных повсюду серпов и молотов. И все это сооружение венчается шпилем с пятиконечной звездой. Было замечено, что облик этих зданий напоминает готические соборы европейского Средневековья: говорят, что таким образом Сталин, бывший семинарист из Тбилиси, хотел победить свой скрытый комплекс вины по поводу разрушения церквей в Москве и во всей России. Иногда этот подсознательный импульс получал свое выражение.
Автор этой статьи имел возможность побывать с визитом у ректора Московского Государственного Университета имени Ломоносова Виктора Садовничего, который с гордостью показал колонны и капители, украшающие университет: "Они - из храма Христа Спасителя", говорит он, то есть из величественного московского собора, возвышавшегося за кремлевскими стенами, который был разрушен в 1934 году по приказу Сталина.
Еще со времен Ленина жилищное строительство было принесено в жертву "великим заводам коммунизма", - огромным сталелитейным цехам, дамбам через сибирские реки, электростанциям, каналам. А на нужды населения выделялось крайне мало. Лазарь Каганович, ответственный за план градостроительства Москвы, в 1935 приказал: "Уплотняйтесь!". Так родилась коммунальная квартира, в которой жили несколько семей, располагающих общей кухней и уборной.
Этой ситуации положил конец Никита Хрущев, который в 60-х годах провел массовое строительство домов низкого качества, которые в народе прозвали "хрущобами" - сочетание слов "Хрущев" и "трущоба" - трущобы Хрущева. Предусматривалось, что они простоят 20 лет, до "наступления коммунизма", которое на 21 съезде КПСС было обещано в 1980 году. Но коммунизм не наступил и трущобы Хрущева стоят до сих пор - можно представить себе, в каком состоянии.