Предложение Ариэля Шарона о проведении региональной конференции по Ближнему Востоку без Европы и без Арафата не понравилось Хосе Мария Азнару (Jose Maria Aznar). В ходе пресс-конференции, организованной Europa Press, с участием узкой группы журналистов, глава испанского правительства сделал упор именно на ближневосточных проблемах.
- Что Вы думаете по поводу идеи Шарона провести конференцию в "узких кругах"?
- Это большая ошибка - думать о возможности проведения конференции по мирному урегулированию без половины тех участников, которые на ней должны присутствовать обязательно, начиная с Евросоюза и представителей палестинского народа.
- Какое впечатление осталось у Вас от вчерашнего телефонного разговора с Арафатом?
- Я разговаривал с Арафатом и с некоторыми европейскими партнерами. Могу сказать только, что все ведущиеся в последнее время разговоры о ближневосточной политике - негативны, а ситуация в регионе имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Положение в этой зоне все больше осложняется, так что не нужно строить иллюзий по поводу возможности быстрого начала мирного процесса. Международная конференция - это естественное следствие миссии Пауэлла. Было бы неплохо дать оценку американскому посредничеству, а также содержанию мадридской декларации так называемого "квартета", состоящего из ООН, Евросоюза, США и России, в которой содержится призыв к прекращению огня, ликвидации терроризма, выводу израильских войск с оккупированных территорий и началу мирного процесса. Существуют очень важные обязательства, такие как заявление палестинских властей об осуждении терроризма и договоренность между госсекретарем Пауэллом и израильским правительством по поводу даты вывода войск. На основе этих обязательств открывается дверь к сотрудничеству. Конечно, мы переживаем очень трудный момент, во-первых, поскольку решение еще не принято, во-вторых, поскольку воля обеих сторон пока неизвестна, в-третьих, поскольку мы находимся перед лицом настоящей человеческой катастрофы.
- Было ли сделано все возможное со стороны Европы?
- С европейской точки зрения - да, было сделано все возможное: была найдена общая позиция, достигнуто соглашение с нашими североамериканскими друзьями и союзниками, полностью поддержана миссия Пауэлла. Сейчас нужно думать о человеческой ситуации на территориях. Я обращаюсь с призывом к чувствам израильских властей, чтобы хоть как-то облегчить эту проблему.
- Доверяет ли Евросоюз сегодняшнему венесуэльскому правительству? Предусмотрено ли участие Уго Чавеса в мадридской встрече Евросоюза и стран Латинской Америки в мае?
- Евросоюз надеется, что в Венесуэле произойдет укрепление демократии, после событий прошлых выходных. Это не проблема симпатии или антипатии. Мы стоим за восстановление свобод, основополагающих прав и безопасности всех венесуэльцев. Все усилия должны быть сконцентрированы на усилении демократии. Я хотел бы, чтобы на встрече в Мадриде присутствовали все главы государств и правительств Латинской Америки. На сегодняшний день я не могу сказать ничего определенного об участии или неучастии Уго Чавеса.
- Вы заявили, что не будете баллотироваться на пост премьера на выборах 2004 года и даже не собираетесь участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты Парламента. Поговаривают о возможности выдвижения Вашей кандидатуры на пост председателя Еврокомиссии. Поддержат ли Вас другие страны?
- Я не ставил перед собой задачу добиться поддержки европейских лидеров для избрания на пост председателя Еврокомиссии и никого об этом не просил. Могу еще раз повторить, что я не буду выдвигать свою кандидатуру ни на пост главы правительства, ни на пост депутата. Ничто не заставит меня изменить позицию. А что касается будущего, то оно полно интересных дел, которыми можно заняться