Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Увы, Ближний Восток не знает покаяния

Просить прощения √ это акт самоочищения победителя, уверенного в своей победе. Ни Израилю, ни арабскому миру это чувство не знакомо, считает израильский писатель Сами Микаэль

Увы, Ближний Восток не знает покаяния picture
Увы, Ближний Восток не знает покаяния picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Двум народам нужно лучше узнать друг друга. Но их высшие ценности √ противоположны. Араб-мусульманин ставит честь выше жизни. Для еврея жизнь √ священна, она больше чести. Поэтому, вместо того, чтобы раскаиваться во взаимной жестокости, каждая сторона находит больное место другой: евреи попирают ногами понятие арабской чести, а арабы забирают жизнь у евреев. В этом конфликте нет места состраданию

Человеческая история полна несправедливостей, совершенных одним народом по отношению к другому. Но исповедоваться в этом - удел победителя, а побежденному народу достается лишь мертвая память. Жизнь шиитов в исламской культуре и евреев - в западной переполнена этими горькими воспоминаниями. Раскаяние в совершенных несправедливостях - относительно новое понятие, которое восходит к середине XX века, когда были выработаны основания современной системы правосудия, после того как руководители немецкого Рейха впервые в истории человечества были осуждены международным трибуналом в Нюрнберге.

Все империи, от самых древних до самых новых, вплоть до Британской, построены на военных преступлениях. Культуры, чья история была "замешана" на самых вопиющих несправедливостях, отныне обретают возможность для самоочищения и облегчения вины коллективного сознания. Это и называется покаянием. Японцы каются в преступлениях, совершенных ими против китайцев в прошлом веке. Американцы раскаиваются в грехах против чернокожих и туземных народов.

Видимо, эра империй прошла. Я говорю "видимо", поскольку желание распространять свою власть и пожирать территории до сих пор живет. В общем и целом, это желание глубоко укоренилось в сердце Ислама, который мечтает распространить свою власть повсюду в мире. Это желание гнездится также и в сердце израильтян, которые стремятся расширить свои владения, ценой тотального разрушения "очага" палестинцев. Трагедия палестино-израильского конфликта - результат столкновения двух враждебных тенденций, существующих в обеих культурах.

Покаяние - не только невинный акт веры. Оно предполагает, что кающийся сохраняет свое достоинство. В некоторой степени покаяние - акт самоочищения победителя, убежденного в своей полной и необратимой победе. Ни Ислам, ни Израиль еще не обрели такого статуса победителя. До сегодняшнего дня Турция отрицает, что разрушила популяцию армян, которая проживала в ее границах. В Ираке арабы-сунниты уничтожили шиитов и курдов с уверенностью хорошо смазанной машины, однако эту уверенность не сменило чувство вины.

Когда мы, евреи и арабские мусульмане, вошли в историю, мы получили божественное право победителей: подчинять, даже уничтожать другие народы, чтобы построить царство небесное на земле. Ислам, начиная с самых корней, и еврейский народ, с тех пор как ему пришлось покинуть пески Синайского полуострова, полностью отдавали себе отчет в том, что земли, которые они хотят завоевать - не пустуют. В анналах иудаизма записано, что даже до этого завоевания, мы нередко оказывались перед трудным выбором: или они, или мы. Никогда в этой войне не было места для раскаяния, и никогда не будет, до тех пор пока мусульмане и евреи считают Коран и Тору своими политическими манифестами.

В мусульманской культуре и в еврейской культуре Израиля, покаяние понимается как отступничество. Сегодня израильтяне и палестинцы свыклись с мыслью о насилии и массовом убийстве. Сегодня все мы напоминаем того безрассудного охотника, для которого раненый зверь представляет наибольшую опасность.

Если бы не было всей этой крови, палестино-израильский конфликт приобрел бы трагикомическое звучание. Со всех точек зрения, Израиль - военная держава, а палестинцы - лишь надоедливый комар. Но комар может довести до безумия и слона, а последнему очень тяжело раздавить комара. Но и сам Израиль, несмотря на свою мощь, - всего лишь маленький комар перед огромным панарабским слоном, который внимательно следит за происходящим и готов принести в жертву палестинского комара, играющего на нервах Израиля.

В этой ситуации не приходится ждать никакого раскаяния. И евреи и палестинцы питаются памятью: памятью Холокоста, памятью погромов в России, памятью антисемитизма, памятью изгнания из Испании, памятью греческого подчинения, памятью египетского рабства, памятью разрушения Первого Храма и Вавилонского пленения. Когда память освещает черное солнце поражения, в ней нет места для покаяния. Когда Эхуд Барак (Ehoud Barak) покаялся в несправедливостях, совершенных в 50-е годы по отношению к еврейским иммигрантам на Ближнем Востоке, он подвергся осмеянию глухонемых. И сегодня, горе тому, кто сожалеет о разрушении арабских деревень и отваживается заботится о судьбе палестинских беженцев или хочет заключить с ними честный мир. Пока мы считаем потери, память об Амалеке [враждебное Израилю племя, уничтоженное царем Давидом] помрачает нам разум, это память кровавого клинка, непроницаемый плащ для любой идеи раскаяния и прощения. Если бы у нас еще была надежда, разве не желали бы мы, чтобы наши противники исчезли с лица земли?

Память евреев хранит, прежде всего, воспоминания о гонениях и годах подчинения. Разве со времен Фараона "Агада" [собрание песен об исходе из Египта] не говорит нам, что всякий раз, когда наш народ стоит на краю гибели, Всевышний приходит к нам на помощь? Это память человека, всякий раз бросаемого в ров со львами, но вновь и вновь вырываемого из их пастей Господом. Подобная память уничтожает любое раскаяние. Эти письмена выжжены в сердцах израильтян, они веруют, что Царь Царей и Царствие Небесное пребывает в них. Нет места для примирения и для взаимного покаяния, пока десница Божья не разрушит врагов его.

Арабский враг стоит нас самих. Он хранит в своей памяти историческую победу. Он - легендарный завоеватель, империя которого когда-то простиралась от Атлантики до Индийского океана. Он помнит счастливую Андалузию и Багдад "Тысячи и одной ночи". Арабский народ помнит одинокого воина ислама, который продолжал топтать порабощенные земли до тех пор, пока мог ими управлять. Сегодня еврейский народ, когда-то бывший жалким козлом отпущения, утвердился на Ближнем Востоке и оскорбляет память о победах ислама.

Двум народам нужно лучше узнать друг друга. Но их высшие ценности - противоположны. Араб-мусульманин ставит честь выше жизни. Для еврея жизнь - священна, она больше чести. Поэтому, вместо того, чтобы раскаиваться во взаимной жестокости, каждая сторона находит больное место другой: евреи попирают ногами понятие арабской чести, а арабы забирают жизнь у евреев. В этом конфликте нет места состраданию.

Трагедия жертвоприношения - палка о двух концах. Арабские беженцы лишились крова и отправились в изгнание. Они окружены стеной непонимания и осуждения со стороны своих арабских братьев, которые упрекают их в том, что они оставили свою землю и не пролили свою кровь до последней капли во имя чести. А знаменитые еврейские левые говорят о своем народе словами христиан, и эта терминология глубоко чужда ему: раскаяние, справедливость к врагам, этический подход к тем, кто оскорбляет этику, мир с соседями в ущерб миру в своем дому. Корни этих представлений мы находим в Европе и Северной Америке, отведавшим горечь Второй мировой войны.

Быть может, западная культура способна к покаянию лишь потому, что она добыла победу силой оружия, экономики и политики. Быть может, раскаяние - привилегия победителей, богатых и могущественных. Но здесь, на Ближнем Востоке, нашими измученными народами движет память, причем худшая из возможных.

Сами Микаэль ("Ha'Aretz", Тель-Авив)