Москва. В четверг с десяток людей соберутся, как обычно, на Тверской, примерно в полутора километрах от Кремля, чтобы протестовать против войны в Чечне. Они постоят там около часа, молча держа в руках плакаты; некоторые прохожие будут обращаться к ним со словами поддержки, а один или два скорее всего станут плевать в их сторону. Это сцена, которой президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush), прибывающий в российскую столицу в четверг, не увидит. Фактически маловероятно, что за время своего визита он увидит хоть какие-то признаки беспокойства или волнений. Что увидит президент Буш-младший, так это кажущегося уверенным российского лидера Владимира Путина и два прекрасных города. Всего несколько недель назад растаял последний посеревший снег, а еще через несколько недель засушливая жара и загрязненная атмосфера окрасят Москву в ее летний грязно-желтый цвет. Короткое время в этот сезон столица зелена, относительно чиста и кажется веселой, как будто бы сама природа превращает этот город в потемкинскую деревню, красивую, приятную для проживания и дружелюбную. Нечто подобное происходит и с Санкт-Петербургом, вторым остановочным пунктом г-на Буша-младшего в России, которому благодаря белым ночам и мягкой погоде на короткое время возвращается его величие.
Итак, президента США можно извинить, если он не сумеет заглянуть за фасад, который эта страна возвела и сохраняет последнюю пару лет. Настолько убедителен налет экономической и политической стабильности, что даже сами россияне нередко, кажется, забывают, что живут в стране, где все еще правят бал коррупция, бедность и война. Они упорно превозносят г-на Путина за его успехи в решении этих проблем. Но прямо под поверхностью лежит совершенно иная картина.
Одним из индикаторов неудовлетворенности россиян является их быстро меняющееся отношение к Соединенным Штатам. Начиная с момента первой встречи двух президентов в прошлом году, и особенно после террористических нападений 11 сентября, путинская Россия проводит политику беспрецедентного сотрудничества с Соединенными Штатами - подчеркнутого заключенным на прошлой неделе драматичным соглашением о сокращении в ближайшие 10 лет на две трети арсеналов ядерного оружия (два лидера намереваются подписать данный договор на этой неделе).
Опросы общественного мнения свидетельствуют о резком всплеске чувств солидарности с американцами прошлой осенью. Но позднее тенденция сменилась на противоположную: опросы показывают, что доля россиян, положительно относящихся к Соединенным Штатам, сократилась с более чем 70% до менее чем 50% и сегодня примерно соответствует уровню весны 1999 года, когда Организация Североатлантического договора (НАТО) бомбила Югославию, что ввергло российско-американские отношения в настоящий кризис.
В наши дни сокращение доброжелательности вызвано весенними торговыми мини-войнами (когда введенные США тарифы на импорт стали больно ударили по российским производителям, а Россия ответила на это кратковременным запретом на импорт из Америки мяса птицы), неуважением к россиянам, которое якобы было проявлено во время Зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, а также появлением американских солдат в бывшей советской республике Грузия.
Не ожидают россияне и того, что на предстоящем саммите с ними поступят по справедливости: 58% респондентов полагают, что российский президент будет учитывать высшие интересы обеих сторон, тогда как 66% думают, что американский президент будет преследовать собственные цели без учета интересов России. Но главной причиной роста антиамериканских настроений, говорит социолог Лев Гудков, следует считать "провинциальную неприязнь", свойственную стране, чей уровень жизни дал ей комплекс неполноценности.
Российская экономика третий год подряд демонстрирует рост. Но от этого ничего не выигрывает большинство россиян, у которых рост доходов отстает от роста инфляции. Относительная экономическая стабильность основана преимущественно на высоких мировых ценах на нефть (Россия является вторым в мире экспортером нефти), что в лучшем случае можно признать неустойчивой опорой. Президент и его советники говорят о своей озабоченности в связи с чрезмерной зависимостью страны от экспорта нефти и газа и с отсутствием всеобъемлющего плана экономического развития. Большинство амбициозных экономических реформ, которые начал г-н Путин, придя 2 года назад к власти, сегодня затормозились. Тем не менее иностранные инвесторы, бежавшие из страны, когда в августе 1998 года ее экономика рухнула, в последнее время возвращаются обратно, восхваляя улучшившийся инвестиционный климат.
Но некоторые бизнесмены в России предостерегают, что Россия не так уж далеко ушла от мафиозного стиля в бизнесе, который был характерен для диких дней начала 1990-х годов - разве что сегодня иногда работу заказного киллера делают суды. В январе суд высокой инстанции использовал утративший силу закон, чтобы закрыть телевизионную сеть ТВ-6, которая была занозой в боку Кремля. Примерно в то же время другой суд вынес одиозное решение против инвестиционного фонда, владельцем которого является американский гражданин, за то, что тот, как представляется, покусился на деловые интересы могущественного председателя российской комиссии по ценным бумагам. Самый известный в стране политик правого крыла Борис Немцов развернул публичную кампанию по защите фирмы "Pallada Asset Management", однако федеральные власти продолжают угрожать вытеснить эту фирму из бизнеса.
Опросы общественного мнения показывают, что избиратели последовательно восхваляют г-на Путина за восстановление того, что им представляется как порядок и законность в стране. Тем не менее бюрократы, включая и в высших звеньях управления, по-прежнему используют свое служебное положение для получения преимуществ в бизнесе, тогда как суды становятся не более, а менее независимыми. В самом деле, правовая реформа, за которую г-н Путин все еще набирает очки в сфере отношений с общественностью на Западе, свелась к серии законов, которые далеко не обеспечивают создание независимой судебной власти, как это записано даже в Конституции РФ.
"В ряде очень важных аспектов эти законы даже ликвидируют наши достижения, - говорит Тамара Морщакова, которая вскоре должна покинуть кресло заместителя председателя Конституционного суда. - Это особенно относится к статусу судей, которые становятся куда более зависимыми от исполнительной власти". При новой системе примерно половина всех судей в любой момент времени назначается на определенный срок, а не пожизненно, в результате чего они становятся зависимыми от исполнительной власти в вопросе пребывания в своей должности.
Если выяснится, что большинство достижений, за которые как российский народ, так и западные политики восхваляют г-на Путина - экономическая и судебная реформы, улучшенный инвестиционный климат и даже значительно более тесные отношения с Соединенными Штатами - являются всего лишь поверхностными, это может оказаться не более чем данью времени. "Восемьдесят процентов того, что мы видим в этой стране, является результатом скорее эффективной работы пиарщиков, нежели следствием естественных процессов, - говорит депутат Государственной Думы Андрей Вульф, член партийного блока "Союз правых сил" (СПС).
Ему лучше знать. Он профессионал в области отношений с общественностью, приход которого в политику стал непреднамеренным побочным следствием его работы. Как президент агентства общественных отношений г-н Вульф выполнял поручение по раскручиванию имиджа созданной в 1999 году партии "Единство", чтобы обеспечить в то время премьер-министру Путину политическую базу. После того, как г-ну Вульфу в течение 11 часов разъясняли, как нужно создавать "молодое крыло" партии, он изобрел организацию-призрак и записал себя и некоторых из своих коллег в списки кандидатов на выборах от партии "Единство". К его удивлению, он набрал достаточно голосов, чтобы пятеро членов мнимого "молодого крыла", включая и самого 34-летнего г-на Вульфа, оказались в нижней палате парламента (четверо из них с тех пор перешли в другие партии).
Подобно г-ну Вульфу и его друзьям, многие, если не большинство российских политиков - включая и самого президента - являются случайными туристами в мире притворной политики. В таком случае не удивительно, что путинская Россия может смотреться как гигантская потемкинская деревня, чьи сияющие фасады пугающе эффективно скрывают от постороннего взора реалии этой страны. Также не приходится удивляться, что 146-миллионное население России проявляет признаки недовольства - даже если пока что оно выражается преимущественно в их отношении к Соединенным Штатам.