Во время политических кампаний случается, что делаются необдуманные и иногда откровенно глупые заявления (в данном случае вспоминается, как во время избирательной кампании 1992 года Клинтон (Clinton) обвинил Буша-старшего (Bush) в том, что тот потворствовал китайским диктаторам, и это обвинение еще не раз аукалось Клинтону). Тем не менее, следует отметить, насколько важна стала Россия для Соединенных Штатов после событий 11 сентября.
С тех пор, как Соединенные Штаты дали понять, что они будут сражаться против движений "Талибан" и "Аль-Каида", Россия входит в число стран, оказывающих самую значительную помощь. Президент Владимир Путин, не став разыгрывать политический спектакль, к чему обычно прибегал Борис Ельцин для того, чтобы путем уступок добиться каких-либо выгод для России, не выдвинул никаких возражений против размещения американских войск в Узбекистане, Таджикистане и Киргизстане. Российские дипломаты сыграли важную роль в том, чтобы добиться конструктивного поведения от Ирана и чтобы заставить Индию сдержаться после атак пакистанских террористов. Они также предупредили Ирак о том, что Буш имеет в виду именно то, что говорит, когда речь идет о "смене режима". Российские войска (Министерства по чрезвычайным ситуациям - прим. пер.) были направлены в Кабул для оказания помощи в восстановлении жизненно необходимой инфраструктуры; "Северному Альянсу" поставлялось российское оружие и боеприпасы; и Москва предоставила огромное количество разведывательной информации о регионе американским аналитикам.
Глобальное сотрудничество
Еще большую важность имеет глобальная картина, так как Россия начала заключать с Соединенными Штатами прагматичные сделки по главным вопросам. Россия согласилась на размещение американских военнослужащих в Грузии, где, судя по всему, действуют остатки движения "Аль-Каиды". Она сняла свои возражения против американских предложений об изменении санкций ООН в отношении Ирака, которые являются основной частью плана администрации Буша заставить Ирак выполнять соглашения о прекращении огня, заключенные после окончания войны в Персидском заливе. Речи в защиту старого сербского режима, популярные в некоторых уголках России в качестве поддержки "славянского братства", практически престали быть слышны.
И, наконец, на прошлой неделе появилось соглашение о контроле над ядерными вооружениями, которое предельно ясно указывает на то, что Россия считает, что у нее есть более важные задачи, чем идеологическое соперничество с Соединенными Штатами. Это соглашение означает, что решение Соединенных Штатов о выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года не будет использоваться Путиным для умасливания российских консерваторов (то есть для того, чтобы обрушиться с критикой на США - прим. пер.). Наоборот, Путин, судя по всему, согласился на более выгодный обмен: голос при принятии решений в рамках Совета НАТО-Россия, плюс компромиссы по условиям соглашения о контроле над ядерными вооружениями, что позволит России оставаться сверхдержавой - по крайней мере в ядерной категории, в то время как в экономике и дипломатии она приближается к легчайшему весу.
Основным положением сделки является уступка со стороны Америки, ограничивающая количество боеголовок - а не количество ракет - которое каждая сторона может иметь после 2012 года, до 2200 штук. Боеголовки, не размещенные на находящихся на вооружении ракетах, не будут учитываться. Хотя это условие, несомненно, уменьшает значение сделки, оно также позволяет Москве сохранить достаточные средства для сдерживания американских арсеналов, что является основным пунктом с точки зрения Москвы. В действительности, считают эксперты обеих стран, имея 2200 боеголовок, Россия гарантированно будет иметь возможность преодолеть любую американскую систему противоракетной обороны, которая может быть создана в ближайшем будущем.
Тот факт, что администрация Буша пошла на уступки по данным вопросам, показывает, что, по крайней мере отчасти, она говорит то, что думает: что этот противоракетный щит создается не против России, а против ракет государств-изгоев.
Постигая действительность
Постепенно старые ястребы, возглавляющие команду Буша, стали понимать, что нет особой пользы в том, чтобы хвалиться победой Америки в "холодной войне". Противостояние между Соединенными Штатами и Россией никогда не включало в себя притязаний на территорию другой стороны. Это была идеологическая борьба, которая с треском закончилась после того, как рухнула Берлинская стена. Сохранять огромную инфраструктуру, созданную для сдерживания советских ракет, со всех точек зрения в нынешнее время является идиотизмом. Как и у Москвы, у Вашингтона у самого есть более трудновыполнимые задачи.
Теперь, вместо того, чтобы смеяться над возражениями России, администрация, судя по всему, заняла гораздо более реалистичную позицию, пытаясь приспособиться к заблуждениям России относительно ее статуса сверхдержавы. В соответствии с этим, Соединенные Штаты недавно мудро проигнорировали возражения Израиля и согласились на полноправное участие России в предстоящей мирной конференции по Ближнему Востоку, наряду с Америкой, Европейским Союзом и Лигой арабских государств. Если это то, что нужно для того, чтобы добиться сотрудничества России по действительно важным вопросам, таким как санкции против Ирака или война с терроризмом, тогда это можно только приветствовать.
Более светлое будущее
За всеми этими прогрессирующими успехами лежит еще более сложная повестка: более глубокая интеграция России в клуб западных демократий и избавление Европы и Соединенных Штатов от зависимости от арабской нефти с переходом на использование российских нефти и газа.
На первый взгляд, еще многое предстоит сделать, и в этот раз в главную очередь России. Несмотря на прогресс - весьма удивительный прогресс, если принимать во внимание ситуацию в России всего несколько лет назад - демократия в стране еще нестабильна, а на пути свободного предпринимательства стоят большие проблемы, особенно за пределами крупных городов западной части России.
Жестокая война в Чечне, сопровождающаяся злоупотреблениями обеих сторон, показывает, что Москва продолжает рассматривать западные стандарты прав человека как необязательные, когда дело доходит до сложных ситуаций. Этот подход должен измениться.
В нефтяной сфере наблюдается возрождение термина 1990-х годов: совместная деятельность. Так как нефтедобывающие арабские государства являются до сих пор не реформированными диктатурами (и, соответственно, ненадежными союзниками), Америка ищет другие пути удовлетворения своего огромного спроса. Россия единственная из мировых производителей нефти, не входящих в ОПЕК, имеет избыточные ресурсы - но не имеет средств для использования своих ресурсов.
Все ощутимее проявляются черты диалога, предусматривающего будущее, в котором российская нефть начнет заменять арабскую. Полностью заменить ее, скорее всего, невозможно - и, в любом случае, не в интересах Запада лишать арабский мир всех прибылей. Однако лишение деспотичных руководителей "нефтяного оружия" будет только хорошим фактом. Главное сейчас - обеспечить, чтобы Путин, с которым Буш, судя по всему, нашел общий язык, не оказался одним из этих деспотов.