Sueddeutsche Zeitung (Германия): Белые ночи с Владимиром
Томас Авенариус (Tomas Avenarius)
По шкале "Каким был саммит?" господа показали результаты, в которых можно заподозрить рекорд. Они сияли, называли друг друга по имени, отыгрывали друг другу с исключительной доброжелательностью мяч даже тогда, когда вставали неудобные вопросы. С отношением к соответствующим супругам - важнейшим индикатором функционирования международной политики в эпоху телевидения - тоже было все в порядке. Если там, наверху, все так прекрасно, как это изображали сами для себя Джордж (George), Владимир, Лаура (Laure) и Людмила, то на пути плодотворных российско-американских отношений действительно осталось не так уж много препятствий.
Hamburger Abendblatt (Германия): Буш и Путин прекрасно понимают друг друга
Корнель Фалтин (Cornel Faltin)
Они понимали друг друга, обращались друг к другу на "ты" и обещали друг другу сблизить свои прежде враждовавшие страны. В ходе закончившегося вчера визита в Россию Буша американский и российский президенты закрепили новую дружбу. Для заместителя директора Института США и Канады Виктора Кременюка еще прошлое показало, "что всю динамику американо-российских отношений с давних пор определяют личные отношения президентов двух стран".
Неожиданно для всех сложились отношения между президентами Владимиром Путиным и Биллом Клинтоном (Bill Clinton). Казалось, плохое предчувствие, что в целом хорошие отношения между двумя великими державами могут снова испортиться с избранием президентом США Джорджа Буша, начало поначалу сбываться. Однако после первой личной встречи двух политиков в Любляне в июне 2001 года Джордж Буш заявил: "Я посмотрел ему в глаза и увидел его душу. Он очень прямолинейный и ответственный человек". Очередным кульминационным моментом мужской дружбы между Бушем и Путиным стал теперь трехдневный государственный визит американца. Так, президент США заявил своим ближайшим советникам, что самым прекрасным моментом в бывшем вражеском стане был для него вечер, проведенный в резиденции Путина и его семьи. Каждое появление в старом царском городе давало ясно понять, что связи между Бушем и Путиным приобретают характер дружбы между семьями.
Sueddeutsche Zeitung (Германия): Россия и США сближаются
Мириам Нойберт (Miriam Neubert)
Российская нефтяная промышленность сильно тешит себя "Заявлением о новом диалоге по вопросам энергетики", которое подписали во время своей встречи в Москве президенты Джордж Буш и Владимир Путин. В целях "повышения международной энергетической безопасности" оба государства намерены в рамках этого диалога "уменьшить нестабильность мировых энергетических рынков и повысить их предсказуемость". Речь идет об инвестициях в дальнейшее развитие и модернизацию энергетической отрасли России. Все это пока звучит как достаточно дерзкая музыка для будущих времен. Однако Америка, очевидно, ищет после событий 11 сентября пути уменьшения своей зависимости от поставок сырой нефти из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива.
Уменьшение зависимости американцев от арабской нефти в пользу поставок из России - в интересах обеих сторон. Но здесь существуют определенные границы. С одной стороны - громадные запасы нефти в бассейне Персидского залива. С другой же, - транспортировка нефти из России при цене от 20 до 25 долларов США за баррель делает бизнес нерентабельным.
Frankfurter Allgemeine Zeitung (Германия): Белые ночи и чай в музее
Маркус Венер (Markus Wehner)
Тони Блэр (Tony Blair) был первым. Два с половиной года назад, когда Запад еще задавался вопросом, что ждать от Владимира Путина, умудрившегося выиграть выборы в России, он полетел в Санкт-Петербург, чтобы насладиться частным порядком со своим новым российском другом оперой в Мариинском театре. С той поры Путин встречал в своем родном городе много новых друзей: Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) и Жака Ширака (Jacques Chirac), еще раз Блэра и, вот, теперь кульминационный момент - Буша. Еще наставник Путина Анатолий Собчак хотел превратить Петербург, где в советское время строили танки, военные корабли и ядерные подводные лодки, в финансовую и туристскую столицу России.
Перенос резиденции?
Путин хочет все изменить. С избранием на пост президента его родной город уже значительно прибавил в весе. Сначала президент начал призывать одного за другим сынов и дочерей города на высшие государственные посты, в крупнейшие концерны страны. За переездом петербуржцев в Москву должно теперь последовать, своего рода, встречное движение с целью вернуть северной столице роль политического представительства.
Koelner Stadt-Anzeiger (Германия): Для гонки вооружений не осталось тормозов
Флориан Хассель (Florian Hassel)
Разоружение, то, как оно теперь воспринимается, потеряло для многих, если не считать отдельных военных, политиков и экспертов, тот взрывоопасный характер, который не одно десятилетие накладывал отпечаток на встречи русских и американцев. И несправедливо. Ядерное вооружение по-прежнему остается самой опасной темой из тех, что обсуждаются на встречах в верхах. По этой причине ни новый договор о разоружении, ни дух его нельзя назвать "историческими".
При нынешних темпах, возможно, пройдут десятилетия, прежде чем весь российский ядерный потенциал будет надежно защищен от террористов. Слишком большой риск. У Джорджа Буша и Владимира Путина впереди еще много работы над договорами, которые действительно заслуживают определения "исторический".
Die Welt (Германия): Петербургский роман
Йенс Хартман (Jens Hattmann)
В течение четырех дней президент США Джордж Буш находился с визитом в России. Четыре дня подряд Вашингтон и Москва говорили в унисон о "начале новой эры" и о "дружбе". Настоящий российско-американский роман.
Но теперь ход за политикой, и тут по-прежнему остается много открытых вопросов. Так, договор о разоружении со сроком расторжения в три месяца может быстро превратиться в образец документа, не имеющего никакой цены. Об Ираке обе стороны не проронили официально ни слова, что является, скорее всего, свидетельством того, что единая позиция по этому вопросу - дальняя перспектива. Вашингтон по-прежнему критикует и сотрудничество России с Ираном.
То, что из-за дружбы между Путиным и Бушем будут забыты европейцы, дело невозможное. ЕС есть и остается для России на обозримое время торговым партнером номер один. Европа как потребитель российской нефти и газа является более значимым крупным потенциальным покупателем, чем США. Россия располагается у порога европейской двери. Ничего удивительного, что Путин хочет через Совет 20-ти соучаствовать в определении европейской политики безопасности.