Когда сегодня в Москве соберутся руководители российского государства и руководство ЕС из Брюсселя, вряд кто-нибудь обратит на это событие особое внимание. Отношения Европейского союза к России оказались уж слишком в большой тени отношений НАТО и США с прежней сверхдержавой на Востоке. При этом передовой отряд председателя Еврокомиссии Романо Проди (Romano Prodi) в составе высокопоставленных чиновников уже с понедельника активно пытается завязать в России, прежде всего, новые экономические связи.
Эта активность, однако, не может ввести в заблуждение относительно того, что Россия для верхушки ЕС в целом еще остается все равно, что чистый лист бумаги. Так, собственно для самого саммита отведены два часа. Главным мероприятием в ходе визита Проди в Москву является торжественное открытие нового здания представительства ЕС в российской столице. Брюссельское представительство появилось еще в 1991 году, чтобы способствовать контактам сообщества с Россией.
Что это означает для ЕС, дал ясно понять премьер Италии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), выступая в середине апреля перед Союзом предпринимателей своей страны. Россию надо интегрировать, "чтобы превратить ЕС в политическую и военную державу, как и в державу экономическую", заявил премьер-министр. Действительно, (западно) европейское сообщество преследует, что касается России, прежде всего, экономические интересы. Это подтверждает даже беглое знакомство с показателями двусторонней торговли и ее структурой. В 2000 году ЕС вывез в Россию товаров на сумму 20 миллиардов евро, импорт за тот же период времени составил даже 45 миллиардов евро. Но если Запад экспортировал, прежде всего, самолеты, автомобили и готовые изделия (две трети всего объема экспорта), то ЕС покрывает за счет импорта с Востока большую часть своих потребностей в энергоносителях. В общей сложности 50 процентов товаров, поставляемых из России, приходится на продукцию из разряда "энергоносителей и сырья".
Политическое сотрудничество между двумя сторонами служит в основном задачам обеспечения экономических отношений. Это обстоятельство может быть реальной причиной подписания в конце апреля и торжественно отпразднованного в ЕС соглашения о совместной борьбе с организованной преступностью. Наряду с терроризмом и торговлей наркотиками особенно детально в документе говорится о борьбе с экономической преступностью и угонами автомобилей. Чуть ранее руководство ЕС доложило о других "успехах", например, о достижении согласия в вопросах таможенных пошлин на отдельные виды товаров. Это не удивительно, в конце концов, в договоре с самого начала были изъяны. Практиковавшиеся со стороны ЕС методы в отношениях с восточно-европейскими кандидатами на вступление в Союз, теперь трансформировались почти в требования по отношению к России, особенно что касается "демократизации" и "экономических реформ". То, что Москва почувствовала себя, очевидно, под мелочной опекой, нашло проявление, не в последнюю очередь, в том, что она ввела в силу соглашение только в конце 1997 года. Теперь Брюссель говорит о "политическом диалоге" как о главном элементе договора и, разумеется, ставит на повестку дня встреч в Москве проблемы Ближнего Востока, Чечни и международного терроризма. Впрочем, больше пары заявлений символического характера по этому поводу ждать не приходится.