«Израиль обвиняет нас в разжигании ненависти. Арабы - в том, что мы даем слово израильтянам. Что дальше?»
«Эта героическая акция была совершена в день годовщины оккупации Западного берега Иордана и сектора Газа». Несколько часов спустя после теракта, осуществленного во вторник утром в автобусе, идущем из Тель-Авива (17 убитых), Аль-Джазира, Катарская телекомпания, ставшая знаменитой благодаря трансляциям видеозаписи бен Ладена, передала выступление Рамадана Шалаха (Ramadan Shalah), лидера «Джихад» в Дамаске. А за четыре дня до того израильский министр иностранных дал Шимон Перес обвинил арабскую телекомпанию в разжигании ненависти. Аль-Джазира по пять раз в день показывала один и тот же эпизод: как израильский бульдозер давит палестинский дом. Ибрагим Хелал (Ibrahim Helal), египтянин и бывший корреспондент BBC, является главным редактором Аль-Джазиры. В эти дни он находится в Риччоне по случаю презентации книги «Искаженная информация», сборника, куда входит и его очерк.
- Сначала обвинения Переса, потом интервью с лидером Джихад┘
- Израильтяне обвиняют нас в том, что мы показываем реально произошедшие события. Арабы не могут нам простить, что во время передач мы даем слово и израильтянам тоже. А мы всего лишь пытаемся давать информацию. Революционность подхода Аль-Джазиры в том и заключается, что эта арабская телекомпания впервые стала заниматься новостями, а не пропагандой. Начиная с языка: простые и ясные слова, никаких собственных лозунгов с патриотической риторикой. Основная часть наших сотрудников пришла из BBC. Вот наша школа.
- Когда Вы транслровали видеозаписи Усамы бен Ладена, вас тоже много критиковали. Например, министр обороны США Дональд Рамсфельд обвинил вас в том, что вы являетесь рупором «врага номер один Соединенных Штатов».
- В тот момент бен Ладен был самым опасным человеком в мире. Я думаю, что показанные видеозаписи были полезны и Вашингтону, чтобы лучше понять, с кем американцы имеют дело. Кроме всего прочего, те люди, которые потеряли 11 сентября своих близких, имели право знать, кем является человек, который принес столько боли их семьям.
- Есть одно слово, которое чаще, чем все остальные, появляется в газетах и журналах всего мира: терроризм. Что для Вас означает это слово?
- Буквально, терроризм - это когда один человек заставляет другого что-то делать или, наоборот, запрещает, запугивая его. Терроризм необязательно должен прибегать к насилию. В политике иногда угроза применения оружия действует сильнее, чем само оружие. А если Вы хотите знать, считаю ли я, что убийство тысяч жителей Нью-Йорка с целью повлиять на политику Америки является терроризмом, то я отвечу - да, конечно, это терроризм. Но полагаю, что бомбардировка гражданских объектов с целью запугать врага - это тоже терроризм. За любую войну надо платить. Но, может быть, некоторых ужасов в Афганистане можно было избежать.