Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Во всем виновато соперничество между ФБР и ЦРУ

Интервью с Стэнсфилдом Тернером, бывшим главой спецслужб

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По Вашингтону пошла волна самокритики по отношению к действиям спецслужб до 11 сентября. «Наконец-то, - комментирует адмирал Стэнсфилд Тернер, глава ЦРУ с 1977 по 1981 годы, а также бывший командующий силами НАТО на юге Европы во времена Джимми Картера, - потребовалось целых девять месяцев, чтобы это произошло. В августе прошлого года мы допустили фатальные ошибки. Теперь мы должны хорошенько во всем разобраться, чтобы больше подобного не произошло. Нам нужна независимая комиссия, чтобы беспристрастно разобраться в ситуации»

По Вашингтону пошла волна самокритики по отношению к действиям спецслужб до 11 сентября. «Наконец-то, - комментирует адмирал Стэнсфилд Тернер, глава ЦРУ с 1977 по 1981 годы, а также бывший командующий силами НАТО на юге Европы во времена Джимми Картера, - потребовалось целых девять месяцев, чтобы это произошло. В августе прошлого года мы допустили фатальные ошибки. Теперь мы должны хорошенько во всем разобраться, чтобы больше подобного не произошло. Нам нужна независимая комиссия, чтобы беспристрастно разобраться в ситуации».

- Почему независимая комиссия?

- Потому что она была бы свободна от политических интересов. Парламентская комиссия, которая сейчас занимается расследованием, отчасти сама несет ответственность за августовские ошибки, а значит, заинтересована в том, чтобы отнестись к ним снисходительно. Тот факт, что понадобилось много времени, чтобы поднять этот вопрос, доказывает, что администрация Буша сдержанно относится к самокритике.

- Буш полагает, что теракты невозможно было предотвратить.

- Нельзя сказать, что мы могли их предотвратить, как нельзя утверждать и обратное, пока мы не будем располагать достаточным количеством информации. Президент Буш, разумеется, занял удобную для себя позицию. Провозглашение образования нового федерального агентства разведки мне тоже кажется всего лишь жестом PR. В структуре ЦРУ есть орган, выполняющий эту функцию.

- Почему система предупреждения потерпела неудачу?

- Потому что те, кто располагал информацией, не поделились ею с теми, кто мог сделать из этой информации соответствующие выводы. Даже внутри ФБР плохо отлажено взаимодействие между отделами. Но наибольшую ответственность нужно возложить на историческое и неискоренимое противоборство между ЦРУ и ФБР.

- Неискоренимое?

- У этих двух агентств методы работы, можно даже сказать, диаметрально противоположные. ФБР должно ловить преступников и сажать их в тюрьму. Чтобы достичь этого, нужно предоставлять в распоряжение суда доказательства, то есть делать ценную информацию достоянием общественного мнения. А ЦРУ не спешит распространять свои сведения, поскольку хочет, как можно дольше пользоваться ими.

- На ЦРУ лежит ответственность?

- Да, ЦРУ знало, что двое из террористов, захвативших самолеты, были на встрече в Малайзии, а потом вернулись в Соединенные Штаты. Но с ФБР этой информацией не поделилось.

- Какие советы Вы могли бы дать Джорджу Бушу, чтобы победить террор?

- Дать больше власти спецслужбам, поскольку лучшее оружие для борьбы с терроризмом - это разведка, а не войска. Во-вторых, сделать более живым сотрудничество между Томом Риджем, директором отделения национальной безопасности, и всеми правительственными агентствами. Кроме того, есть необходимость в агентах, которые умели бы анализировать поведение террористов с точки зрения ближневосточной культуры и мусульманской религии. Ведь это совсем другой подход, чем тот, к которому привыкли обычные агенты, выходцы из иудейско-христианской среды.

- Кое-кто обвиняет администрацию Клинтона в излишней толерантности и в том, что она открыла путь Аль-Каиде┘

- Это политическое суждение и поэтому ему не хватает объективности. Сегодня перед нами стоит задача нахождения новых стратегий для борьбы с терроризмом, а не оглядки назад в поисках козла отпущения.