Для того чтобы избежать фатального насилия на улицах, которое имело место во время проведения саммита 2001 года в Генуе, в июне 2002 года лидеры "Большой Восьмерки" соберутся в удаленной канадской деревушке Кананаскис в Скалистых горах. Главное сообщение кажется ясным: лидеры ведущих демократических стран хотят спрятаться от двойных вызовов глобальной экономике.
Первый вызов - это надоедливые демонстранты. Группы избирателей в своих странах силой пробили себе дорогу к глобальным делам - и мировым лидерам это не нравится. В рядах демонстрантов находятся представители самых широких общественных слоев и групп, включая тред-юнионистов, защитников окружающей среды, активистов обществ защиты животных и анархистов. Однако их объединяет довольно сильное недовольство: глобальная экономика подрывает демократию.
Второй вызов бросают сердитые развивающиеся страны. Многие годы слыша проповеди о том, что торговля является ключом к борьбе с бедностью, они теперь недовольны, что богатые страны продолжают все выше поднимать барьеры для их лучших экспортных товаров - от стали до продуктов сельского хозяйства и текстильных изделий. Хорошо, что их не пригласили на встречу. Принимая во внимание их растущую неудовлетворенность двойными стандартами Запада, они едва ли способствовали бы обыкновенно праздничной атмосфере.
Существует один простой способ решения обеих проблем. Пригласить за стол более широкий набор демократических стран. Если "Большая Восьмерка" в самом деле хочет действовать как совет директоров мировой экономики, тогда ей следует стать собранием ведущих демократических стран Севера и Юга.
За 25 лет саммитов самой крупной переменой было приглашение в 1997 году на часть заседаний Денверской встречи "Большой Семерки" качавшегося от водки Бориса Ельцина - в результате чего эта организация превратилась в "Большую Восьмерку". Добавление нескольких ключевых развивающихся стран оказало бы огромную помощь. И оно в очень большой мере способствовало бы тому, чтобы это событие стало недоступным для большинства групп протеста.
Вот вам одна сильная формула для новой "Большой Восьмерки": в ней должны быть собраны демократические страны, которые являются наиболее значимыми для глобальной экономики. Некоторые кандидаты достаточно ясны:
1. Соединенные Штаты. В настоящее время в мировых делах преобладают крики об унилатерализме (unilateralism - политика односторонних действий, англ.). Однако "Большая Восьмерка" является полезным, пусть и не очень заметным инструментом внешней политики Соединенных Штатов. И мир выигрывает от того, что Соединенные Штаты находятся в этом формате, поскольку это способствует тому, что эта страна действует вместе с остальными - а не отдельно от них.
2. Европейский Союз (ЕС). Хватит и "четырех карликов" (Германия, Франция, Италия и Соединенное Королевство). После ввода в оборот евро (и перехода на эту валюту Великобритании) Европа теперь выступает как единое целое, устанавливая ставки процента и заключая торговые соглашения. Если Европа будет говорить как один голос в руководстве деятельностью Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и в других вопросах оказания помощи в развитии, то это станет крупным вкладом. Консолидация Европы в один голос открыла бы несколько мест за столом. А для тех европейцев, которые стали бы жаловаться, что одного места за столом недостаточно для них всех, предлагаю быстрый намек: если одно место достаточно хорошо для могущественных Соединенных Штатов, то почему оно недостаточно хорошо для Европы?
3. Япония. Эта страна по-прежнему является второй в мире национальной экономикой, входит в число наиболее продуктивных ее обществ - и является историческим лидером в помощи развивающимся странам. Десятилетие экономической стагнации у себя дома разожгло удивительно здоровые и открытые дебаты относительно перемен в Японии. И хотя эти дебаты пока еще не привели к драматичной новой политике, деловое сообщество начало реформироваться.
4. Россия. Действительно ли Россия - которая сегодня является членом - удовлетворяет требованиям? Ну, если Россия достаточно демократична для Организации Североатлантического договора (НАТО), тогда ей место в "Большой Восьмерке". Плюс к тому Соединенные Штаты и ЕС недавно сказали то же самое, даровав России статус "страны с рыночной экономикой". А это является предпосылкой для приема во Всемирную торговую организацию (ВТО), чего так сильно хочет Владимир Путин. Путин не является демократическим праведником. Но он сделал твердую ставку на то, что будущее России лежит в союзе с Западом - и тем самым укрепил ее статус как переходной демократии. К тому же не забывайте обо всей этой нефти.
5. Индия. Это крупнейшая в мире демократическая страна. Всегда помните это. Население Индии на 10% больше, чем совокупная численность населения всех четырех ранее перечисленных стран и групп стран. Через десятилетие после драматичной либерализации доморощенные индийские компании сегодня конкурируют на равных с лучшими компаниями Силиконовой Долины или нордических чудо-стран. Правда, почти полмиллиарда индийцев все еще живут в нищете. Но до тех пор, пока Индия продолжает сталкиваться с барьерами для рынков развивающихся стран, руководство страны будет и дальше избегать болезненных внутренних реформ.
6. Бразилия. Если Россия, то почему не Бразилия. Локомотив роста в Южной Америке, она доказала, что является лидером развивающихся стран, выступив с новаторскими подходами к привлечению иностранных инвестиций через прозрачные законы, реструктуризацию долгов, базирующееся на побудительных мотивах начальное образование и борьбу со СПИД'ом. Вот еще одно: не ожидайте прогресса на встрече ВТО в Дохе (Doha) по проблемам развития, если не включить Бразилию.
7. Южная Африка. Эта страна является окном надежды для "потерянного континента". У нее мощная экономическая база "первого мира", которая производит роскошные автомобили, вина и телекоммуникационную аппаратуру, способные составить конкуренцию на рынках всего мира. Через десятилетие после конца апартеида многие указывают на недостатки нового руководства в самых разных областях, от борьбы со СПИД'ом до создания рабочих мест. Однако же куда более необычно то, что Южная Африка отошла от края насилия, действуя такими способами, которые не удались куда менее этнически разобщенным странам.
И номер восемь┘ Нужно отдать кому-то еще одно место. Как насчет Канады? Нет, их надо оттуда вывести. Канаде не понравится, что ее оставили за бортом. В этом кроется одна из причин того, что канадские дипломаты с таким усердием хотят создать "Большую Двадцатку" как альтернативу сегодняшней "Большой Восьмерке". Но "Большая Двадцатка" - включающая ряд вышеназванных стран, а также несколько ключевых торговых стран, таких, как Австралия и Сингапур - слишком велика, чтобы быть эффективным комитетом управления. А страна с населением менее 30 миллионов человек не может находиться рядом с этими большими парнями. Если всякая страна - "лидер", тогда ни одна страна не будет лидером. Ценность "Большой Восьмерки" заключается в том, что страны, готовые подняться выше своих местнических интересов, используют этот форум для устройства глобальных дел. И именно поэтому сейчас наступило время перестроить центральную группу.
8. Турция. Последнее место за столом "Большой Восьмерки" отдается Турции. Это передовая исламская демократическая страна мира. Никто не ожидает, что ЕС в ближайшем будущем предложит ей войти в состав союза. А потому она не будет представлена Европой. В самом деле, было бы чудом, если бы ее экономика когда-нибудь была интегрирована в Европу так же, как экономика Мексики интегрирована в Соединенные Штаты. И все-таки Турция имеет почти все аргументы в пользу того, чтобы войти в состав "Большой Восьмерки", как Россия и Южная Африка. Она сделала выбор в пользу демократии, тогда как существовали попытки к авторитаризму. У нее имеются стратегические экономические активы, которые не следует с легкостью отметать. И она демонстрирует образец терпимости в мире, охваченном волнениями. Эти качества в скором времени могут позволить ей войти в клуб как полноправный член "Большой Восьмерки".
Кто же остается за бортом? Список длинный - и Китай стал бы самым громким критиком. Китайцы стали бы жаловаться, что - как граждане самой многонаселенной страны мира и страны с самой быстрорастущей экономикой - они не потерпят, чтобы их держали в изоляции. Более того, кое-кто стал бы доказывать, что Китай проводит у себя демократические преобразования. Но, поскольку последняя на планете коммунистическая страна блокирует свободную ассоциацию профсоюзов, она просто не удовлетворяет основным требованиям, чтобы быть в "совете директоров" ведущих демократических экономических систем.
Польша, Мексика и Корея могут убедительно доказывать, что, как члены Организации экономического сотрудничества и развития, они должны входить в "Большую Восьмерку". Однако их экономики быстрыми темпами интегрируются в региональные партнерские союзы, уже представленные в вышеописанной группе.
Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - включая Индонезию, Филиппины и Таиланд - все осуществили заслуживающие быть отмеченными политические и экономические реформы. Однако ни одна из этих стран пока не продемонстрировала желание или способность быть лидером для развивающегося мира. Когда такое случится, возможно, мы сможем начать говорить о "Большой Девятке".