Беседу записали директор "Никсон-центра" Пол Сондерс (Paul J. Saunders) и помощник директора Мартин Гривнак (Martin Hrivnak).
"Никсон-центр", Вашингтон, федеральный округ Колумбия, 20 июня 2002 года. Выступая недавно на обеде в "Никсон-Центре" (Nixon Center), глава российской нефтяной компании "Юкос" Михаил Ходорковский призвал к расширению сотрудничества между Соединенными Штатами и Россией по вопросам энергетики и рассказал о потенциале своей страны как крупного поставщика глобальных рынков энергоресурсов. Председательствовал на этой встрече председатель консультативного совета "Никсон-центра" Джеймс Шлесинджер (James Schlesinger), в прошлом министр энергетики США, а Роберт Макфарлейн (Robert C. McFarlane), в прошлом советник по национальной безопасности, представил собравшимся Михаила Ходорковского.
Г-н Ходорковский утверждал, что общепринятое международное представление о нефтяных запасах России - примерно 50 млрд. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) - сильно занижает фактические запасы страны. (Для сравнения, запасы Саудовской Аравии оцениваются в 260 млрд. баррелей.) Он отметил, что подтвержденные аудиторской проверкой запасы одной лишь компании "Юкос" составляют 12 млрд. баррелей, а общие запасы этой компании приближаются к 27 млрд. баррелей. Отметив, что крупнейшая в России нефтяная компания "Лукойл" владеет, по крайней мере, столь же большими запасами нефти, а правительство России последовательно выставляет на ежегодные аукционы до 2,5 млрд. баррелей, г-н Ходорковский заверил присутствовавших, что действительные запасы его страны значительно превосходят оценку в 50 млрд. баррелей.
Он выразил аналогичный оптимизм и в отношении перспектив добычи нефти в России. Заявив, что добыча нефти в его стране может быть увеличена на 2,5 млрд. баррелей в сутки, г-н Ходорковский сказал, что, по его оценке, Россия могла бы поставлять на мировые рынки дополнительно 3-4 млн. баррелей в сутки на протяжении, как минимум, 40 лет. (Сегодня объем нефтедобычи в России составляет около 7 млн. баррелей в сутки, а объем ее экспорта - 4,5 млн. баррелей в сутки.) Если будут задействованы другие факторы, благоприятствующие росту добычи нефти - например, усовершенствована технология нефтедобычи и повышена производительность труда работников, а также усилена эксплуатация региона Арктики - то, по его утверждению, Россия смогла бы поставлять на мировые рынки нефть в вышеуказанном количестве в течение 70 лет.
Г-н Ходорковский также подчеркнул потенциал России как поставщика природного газа. Хотя в общем случае запасы газа в России оцениваются в 30% мировых, в настоящее время добыча газа российскими компаниями сдерживается отсутствием экспортных рынков. Если российские компании сумеют получить больший доступ к международным рынкам, добыча газа в России, как считает г-н Ходорковский, может быть быстро увеличена.
Главным препятствием для сотрудничества в энергетическом секторе между Россией и США является большое расстояние между российскими нефтяными месторождениями и американскими морскими портами. Для преодоления этого г-н Ходорковский предложил несколько опций, включая замещающие поставки, которые, по его словам, являются простейшим способом использования российской нефти для увеличения поставок в Соединенные Штаты. В соответствии с этим сценарием, Россия станет поставлять больше нефти в Европу, тем самым высвобождая резервы таких источников, как Северное море, откуда нефть может транспортироваться в Соединенные Штаты с меньшими затратами.
Г-н Ходорковский утверждал, что подобный подход сдерживается скорее политическими соображениями, а не технологическими преградами. Европа неохотно идет на усиление своей зависимости от России в области энергетической безопасности, несмотря на очень незначительный шанс того, что в условиях после окончания "холодной войны" Россия станет использовать нефть в качестве рычага воздействия на такой мощный организм как Европа.
Г-н Ходорковский описал также другую опцию - прямые поставки - при которой российская нефть могла бы транспортироваться в Соединенные Штаты. "Юкос" этим летом проверяет данную опцию: ранее в этом году компания перегрузила у берегов Греции свою нефть из малотоннажных танкеров в супертанкер, который уже взял курс к берегам Соединенных Штатов. Г-н Ходорковский разъяснил, что "Юкос" сможет оценить жизнеспособность прямого транзита после того, как определит расходы на транспортировку и доходы от реализации нефти непосредственно в Соединенных Штатах.
Однако г-н Ходорковский сказал, что данный способ транспортировки усложняется рядом препятствий. Первое, Соединенные Штаты имеют всего один глубоководный морской порт, способный разгружать супертанкеры, куда компании "Юкос" доступ не разрешен. Из-за этого нефть с супертанкера придется снова перекачивать в море на малотоннажные танкеры, которые и доставят ее в американские морские порты. Такой процесс требует времени и увеличивает затраты. Вторая трудность заключается в необходимости транспортировать нефть к Средиземному морю, чтобы там закачивать в супертанкеры.
В данном случае, как утверждает г-н Ходорковский, препятствия являются преимущественно политическими. "Турция контролирует Босфорский пролив, традиционный морской путь в Средиземное море, и заявляет, что объем перевозок нефти по проливу приближается к максимуму того, что она способна поддерживать. Г-н Ходорковский уверял, что, если Соединенным Штатам нужны поставки нефти, решение данной проблемы может быть найдено.
В более общем плане г-н Ходорковский заявил, что, когда мировые цены на нефть достигнут или превысят 25 долл. США за баррель, расходы на транспортировку будут иметь меньшее значение, и компания "Юкос" сможет снабжать Соединенные Штаты нефтью на коммерчески жизнеспособной основе. Однако погодные условия на нефтяных месторождениях России не позволяют регулировать объемы нефтедобычи, включая и выключая нефтяные насосы в зависимости от флуктуации цен на нефть.
Г-н Ходорковский охарактеризовал опубликование на прошлой неделе данных о количестве акций на руках у акционеров компании "Юкос" как "шаг вперед, но не поворотный пункт" для российского корпоративного управления. По его мнению, настоящий поворот произошел, когда президент России Владимир Путин заявил ведущим российским предпринимателям, что результаты приватизационного процесса в России не будут пересматриваться. Если бы президент Путин выбрал иной путь, утверждает г-н Ходорковский, сегодня добыча нефти в России сократилась бы или вообще прекратилась.
Высказываясь по поводу крупных запасов природного газа в России, г-н Ходорковский заявил, что рассматривает "Юкос" одновременно как нефтяную и газовую компанию. Он агитировал за то, чтобы российская газовая монополия "Газпром" была принуждена к тому, чтобы, как минимум, разрешить другим фирмам равноправный доступ к ее газопроводам и другим объектам транспортной инфраструктуры. Он признал, что "Газпром" станет этому противиться, но сказал, что это был бы первый шаг к либерализации российской газовой индустрии. Г-н Ходорковский, однако, сказал, что на пути эффективных поставок российского газа в Соединенные Штаты стоят крупные технические преграды. "Юкос" обсуждает эти вопросы с рядом крупных американских компаний.
Что касается американо-российских отношений в целом, г-н Ходорковский заявил, что, для того чтобы Россия интегрировалась в международную экономическую систему и продолжала развиваться высокими темпами, стране придется стать младшим партнером Соединенных Штатов. Он выразил уверенность, что как президентская администрация, так и региональная элита России понимают эту необходимость, которую он называет радикальной переменой. Но многие государственные чиновники все еще хотят полной и недостижимой симметрии в отношениям с Америкой.
Г-н Ходорковский также подтвердил свою заинтересованность в инвестициях в Россию американских нефтяных компаний. Такие инвестиции изменили бы отношение к России на международных рынках, сказал он, и позволили бы сократить затраты на получение займов для российской нефтяной индустрии, а также увеличили бы рыночную капитализацию "Юкоса" (и других компаний).
По словам г-на Ходорковского, Иран служит хорошим примером той важности, какую российские компании придают сотрудничеству с Соединенными Штатами. Иностранные инвестиции в строительство нового нефтепровода важны для увеличения экспорта иранской нефти, сказал он, однако, в то время как европейские компании закачивают свои капиталы в Иран, российские компании этого не делают. Объясняя сложившуюся ситуацию, г-н Ходорковский сказал, что, хотя российские компании заинтересованы возможностями инвестирования в Иран, эти возможности для них" пока не столь интересны", как Соединенные Штаты, и поэтому они не готовы рисковать потерей возможности сотрудничества с американскими компаниями из-за конкуренции в Иране.