Кажется, что Таня из второй группы испытывает внутреннее беспокойство. Ее взгляд постоянно с тоской возвращается к воротам рязанской женской тюрьмы. Всего в трех шагах от них находится ее надежда на небольшой кусочек свободы, на новую жизнь: реабилитационный центр. До недавнего времени Таня там училась «быть свободной» - и не справилась. Теперь она снова «здесь», поскольку нарушила строгие правила «там». «Такое чувство, будто тебя засовывают в тюрьму во второй раз», - рассказывает 18-летняя девушка.
Трудно поверить, что девушка с детскими чертами лица чуть не убила человека. Таня сидит в тюрьме за разбойное нападение, повлекшее тяжкие телесные повреждения. Здесь за такие преступления сидят почти все девушки. Похожи и их жизненные истории: распавшиеся семьи, алкоголь, наркотики, первые преступления и, наконец, Рязань. Возвращение к нормальной жизни после тюрьмы кажется бесперспективным. Возвращаться - но куда? Родители и без того не проявляли заботы, друзья зачастую и сами сидят за решеткой. Нормальную жизнь большинство из них не знает, поэтому много таких, кто совершает преступления повторно. И именно такое положение дел хотят изменить в Рязани.
Школа, в которой учат свободе
Рязань - город, расположенный в 200 километрах к югу от Москвы, место, где находится одно из трех в России исправительных учреждений для несовершеннолетних девушек. На первый взгляд, тюрьма выглядит вполне обычно: колючая проволока, вышки для охранников и женский персонал. Но именно здесь происходит революция в российской пенитенциарной системе: находившуюся прямо рядом с тюрьмой конюшню перестроили под реабилитационный центр. Там могут обучаться по шесть девушек, обучаться тому, как жить на свободе. У каждой из них своя комната, свой телевизор, но, прежде всего, у них есть свободное время, которое они могут самостоятельно планировать.
Революция в пенитенциарной системе России
Проект возвращения к жизни в обществе, реализуемый в Рязани, является вообще первым такого рода в России. Над руководством исправительного учреждения иронизировали, насмехались, на него оказывали давление. Местная Дума и государство поддержали проект, выделив немного денег. Для многих россиян до сих пор является неслыханным делом, чтобы воровки и убийцы жили во время отбывания наказания за пределами тюрьмы. 16 евроцентов, выделяемых на содержание одной заключенной в день, едва хватает для выживания.
Строительство реабилитационного центра стало возможным только благодаря финансовой поддержке Немецкого союза по оказанию помощи России. Но для того, чтобы количество мест в центре увеличить, денег нет. И это при том, что руководство тюрьмы уже пытается удержаться на плаву, создав свое сельскохозяйственное производство. В Рязани не хватает почти всего, но девушки не оставляют надежду на лучшую жизнь.