До сих пор, все, что происходило вокруг этой проблемы, можно назвать лишь пристрелкой, но уже и тогда в разные стороны летели клочья. И вот вчера начались официальные переговоры ЕС и России по поводу будущей судьбы Калининградской области. Если говорить точнее, то по поводу транспортного сообщения между аннексированной Москвой в 1945 году северной частью прежней Восточной Пруссии вокруг Кенигсберга и остальной Россией. Регион после распада Советского Союза превратился в эксклав, расположенный между Польшей и Литвой, и оказался в 400 километрах от российской границы.
Русские по-прежнему настаивают на беспрепятственном доступе для своих граждан на остальную территорию страны. Польша же и Литва намерены ввести, начиная с 2003 года, визовый режим, чтобы обеспечить после вступления в ЕС безопасность внешних границ содружества, проходящих по их территории. На необходимости скорейшего достижения согласия настаивает, прежде всего, правительство Дании, которое в настоящий период времени осуществляет в ЕС руководство. Копенгаген хочет иметь до октября готовый для подписания согласованный документ. Но представления руководителей делегаций на переговорах сильно расходятся. Президент России Владимир Путин считает предпочтительным создание коридора. Но от этого предложения у поляков мурашки идут по коже: они помнят о подобном требовании Гитлера (Hitler) накануне войны. Кроме того, Варшава и Вильнюс приводят контраргументы: как осуществлять соответствующий контроль в части касающейся контрабанды и других преступлений, если границы сможет беспрепятственно переходить всякий, кому не лень?
Эту точку зрения разделяет также и брюссельская Комиссия. И она, как и Польша, и Литва, тоже не поддерживает идею Путина разрешать предрасположенным к путешествиям россиянам ездить в Калининград в опломбированных поездах и автобусах. Действительно регион, в котором насчитывается миллион жителей, оказался в результате извечного безразличия Москвы в полном экономическом упадке. Здесь самые высокие в Европе показатели, характеризующие уровень преступности, включая процветающую торговлю оружием и наркотиками. Согласно одному из документов Европараламента, в области к тому же самая высокая на континенте концентрация больных СПИДом и туберкулезом. Жизненный уровень в два раза ниже, чем в российской метрополии.