Представители правительства не устают утверждать перед общественностью, что в вопросе с возвратом ядерных отходов у них с Ираном существует полное взаимопонимание. Однако в действительности это взаимопонимание выглядит все так же, как и прежде. Это можно заключить, основываясь на документе, оказавшемся в распоряжении редакции газеты "Koelner Stadt-Anzeiger".
Министерство атомной энергетики и его дочернее предприятие «Атомстройэкспорт» заканчивает начатое немецким концерном Сименс» строительство атомной электростанции в Бушере, что в 750 километрах к югу от Тегерана. К концу 2003 года 3 900 рабочих и инженеров из России и Ирана должны закончить работы в рамках проекта стоимостью 800 миллионов долларов США. Между тем, прежде всего, американцы опасаются того, что Иран, построив электростанцию мощностью 1 000 мегаватт, намерен получать там материал для создания атомной бомбы.
Президент США Джордж Буш (George Bush) безуспешно пытался обсудить тему российско-иранского сотрудничества в области атомной энергии со своим коллегой Владимиром Путиным в ходе своего визита в мае месяце. Россия настаивает на том, что все аспекты сотрудничества с Ираном направлены исключительно на мирное использование атомной энергии. В последний раз это подтверждал министр атомной энергетики Александр Румянцев: «Мы договорились с Ираном, что отработанное ядерное топливо будет отправляться в Россию. Таким образом, Россия выполняет свои обязательства по дальнейшему нераспространению ружейных материалов».
Однако одновременно в проекте готовившегося доклада для президента Путина говорится: «Вопрос о дальнейшей судьбе отработанных ядерных топливных элементов» в договоре между Россией и Ираном не поднимается.
При этом уточнение именно этого вопроса является самым важным делом при подписании вообще любых договоров о строительстве атомных электростанций. В проекте доклада в адрес президента тоже педантично приводятся все соответствующие пассажи из договоров о строительстве атомных электростанций, которые заключали прежде Советский Союз, а потом Россия. В то же время что касается договора с Ираном, заключенным в 1995 году, в проекте доклада говорится только о том, что «идут переговоры».
Главной темой проекта доклада является запланированный ввоз в Россию ядерных отходов из других стран, что подвергается критике со стороны общественности. Тут авторы доклада приходят, однако, «к неверному выводу» относительно возможностей России и возможных рисков, пишет начальник ведомства по организации контроля за ядерными объектами «Госатомнадзор» Юрий Вишневский в своем послании в адрес министра атомной энергетики Румянцева. Копия этого письма тоже имеется в редакции газеты. Трудности превосходят предполагаемую выгоду. Так, в докладе не упоминается то обстоятельство, что ядерный комплекс «Маяк», который, очевидно, будет использоваться для регенерации, вообще пока не имеет необходимого оборудования.