«Сердечное прощание»
Впервые большое число пленных - 150 000 человек - у западных союзников оказалось после капитуляции африканского корпуса. Британцы и американцы, как правило, придерживались международной конвенции о военнопленных. Особенно хорошо обходились с пленными американцы. Пленные размещались так же хорошо, как и американские солдаты, имелись возможности для обучения и культурного проведения досуга. Звучит парадоксально, но для многих из них плен сегодня связывается с хорошими воспоминаниями.
Пауль Пфайфер (Paul Pfeiffer), который провел в американском плену пять лет, вспоминает о своем освобождении: «прощание с офицерами и охранниками лагеря в Конкордии было сердечным. Нам было хорошо в лагере, и это обязывало нас быть благодарными. Это было прекрасное время!»
Тон задавали нацисты
Американцы и британцы, как правило, давали немецким военнопленным свободу рук в организации повседневной жизни в лагере. Верховодили в большинстве случаев убежденные нацисты, как это было, например, среди военнослужащих африканского корпуса в канадских лагерях.
Это испытал на себе Манфред Зайдлер (Mahfred Seidler), проведший пять лет в канадском и британском плену: «Когда я прибыл в лагерь, управление в лагере находилось прочно в руках первых немецких военнопленных. Относительно скоро стало понятно, с кем можно разговаривать открыто и с кем - нет. Большинство было убеждено в победе и в 1944 году».
«Лагеря на прирейнских лугах»
Незадолго до окончания войны, после форсирования Рейна, западные союзники были уже больше не в состоянии переправлять большое количество военнопленных в тыловой район. Поэтому по левому берегу Рейна, просто в открытом поле, создавались временные пересылочные лагеря. Они появлялись везде, где американские воска налаживали переправу через Рейн, например, под Райнбергом, Ремагеном, Зинцигом и Бретценхаймом. У союзников была, прежде всего, одна проблема: они были не в состоянии как следует накормить миллионы военнопленных.
Гюнтер Прэториус (Guenter Praetorius) был интернирован в лагерь Райнберг: «Я находился в плену почти 40 часов, когда в первый раз получил что-то поесть. Почти все время я лежал на улице. Не было палаток, только участок пашни, обнесенный колючей проволокой. Это было место нашего времяпрепровождения». На протяжении недель мужчины жили на свежем воздухе, получая самый минимум еды. Большинство уже вскоре обессилело, росло количество больных, медицинское обеспечение длительное время было совершенно недостаточным. Особенно уязвимыми в таких условиях были очень молодые и очень старые по возрасту военнопленные, в то время, как опытные фронтовики могли легче переносить лагерные трудности.
Миллион пленных
Почти миллион человек неделями вел вегетарианский образ жизни в лагерях на прирейнских полях. Там после окончания войны умерло много пленных, находившихся у американцев. Для большинства выживших было неожиданным обращение к ним со стороны армии США, оно разочаровало их.
Американцы говорили, что закрепленные в международном праве положения относительно обращения с военнопленными не могут быть применены, поскольку, мол, в случае с массой пленных, попавших в их руки, речь идет не о военнопленных, а о «разоруженных вражеских силах». Это было новое понятие, которого в международном праве не существовало. В конце лета 1945 года армия США передала ответственность за лагеря соответствующим оккупационным державам: в левобережной Южной Германии это была Франция.
Во французском плену
Три четверти из более 900 000 солдат, находившихся во французском плену, были первоначально взяты в плен британцами и американцами. Франции они были переданы лишь позднее. Ни в одной другой стране Красный Крест не инспектировал лагеря для интернированных так часто, как у французов. Поскольку французское население после войны само сильно страдало из-за недостатков в снабжении, питание и размещение военнопленных считалось второразрядной задачей.
Осенью 1945 года ситуация с интернированными стала предметом общественной дискуссии. Были люди, которые считали, что немецкие пленные должны на своей шкуре испытать результаты своей разрушительной работы. Но Де Голль (de Gaulle) твердо высказался за улучшение их положения. Он дал указание своему министру обороны, сделать все возможное, иначе, как он считал, это может повредить международному авторитету Франции.
Погибли при разминировании
Франция, в отличие от Великобритании и США, использовала военнопленных, прежде всего, на восстановительных работах в разрушенной стране, на принудительных работах. Накопившийся за годы войны гнев в отношении немецких оккупантов часто выплескивался у охранников и гражданского населения в нападениях на военнопленых. Как и другие страны, в том числе и Германия в годы войны, Франция потребовала от своих военнопленных, чтобы те разминировали территорию страны. Число тех, кто был при этом изувечен или погиб, исчисляется тысячами.