Таким себя Эрих Хнеккер (Erich Honecker) видеть любил: 29 июля 1992 года, когда он покидал чилийское посольство в Москве, то приветствовал собравшихся фотографов сжатым кулаком. В тот понедельник, ровно десять лет назад, для бывшего главы государства и партии завершился, как это прежде квалифицировали органы юстиции, этап бегства, продолжавшийся 16 месяцев. Специальным рейсом 79-летний старик был доставлен из России в Берлин. Хонеккер оказался в следственной тюрьме Моабит самым известным заключенным. Обвинение было таким: убийство беженцев на внутригерманской границе.
Одиссея Хонеккера началась неожиданно: после того, как был выдан ордер на арест, Советы вывезли его тайно в марте 1991 года из военного госпиталя в Белицах в Москву. Началось дипломатическое перетягивание каната, продолжавшееся не один месяц. В конечном счете, российское правительство приняло решение о выдаче Хонеккера.
Бывший глава государства вместе со своей супругой Маргот Хонеккер (Margot) попросили убежища в чилийском посольстве, руководитель которого в свое время жил в эмиграции в ГДР. Но Хонеккер уже давно больше не понимал новых веяний: Чили тоже не хотела предоставлять убежище нелюбимому гостю.
Через несколько месяцев, 12 ноября 1992 года, перед уголовным судом Моабит: «Эрих, рот-фронт!» - крикнул один из его сторонников, когда Хонеккер в начале процесса в одиночестве стоял перед судом и сжимал кулак. Однако у самого влиятельного человека ГДР людей, которые ему симпатизировали, было немного. Прокуратура прошлась в отношении Хонеккера по всему законодательству. Нечестность в плане привилегированного обеспечения верхушки ГДР в Вандлице, подстрекательство к невыполнению законов - всего против бывшего главы государства было возбуждено 50 уголовных дел.
Хонеккер допускал свою политическую ответственность за жертвы, которые случались при преодолении Берлинской стены. Но он оспаривал всякую «юридическую или моральную вину» за жертвы. Судебный приговор в отношении него так никогда и не состоялся. После возвращения из Москвы ему был поставлен диагноз, что он болен раком. 12 января 1993 года Конституционный суд страны пришел к выводу, что Хонеккер не доживет до окончания процесса. Процесс пришлось прекратить, в ином случае это шло бы вразрез с правами человека. День спустя, Хонеккер был освобожден, он вылетел в Чили.
«Процесс Хонеккера» продолжался и после освобождения главного обвиняемого. Летом 1993 года к длительным срокам заключения были приговорены трое других обвиняемых, среди них министр обороны ГДР Гейнц Кесслер (Heinz Kessler). Преемник Хонеккера Эгон Крэнц (Egon Krenz) был приговорен в 1997 году к шести с половиной годам заключения.
Эрих Хонеккер уже больше никогда не ступал на немецкую землю. Он умер 29 мая 1994 года в Чили.