«Ничего не изменилось», - констатирует безнадежно московский военный эксперт Александр Гольц. Добрый год назад президент Владимир Путин назначил своего самого близкого соратника по времени работы в КГБ Сергея Иванова министром обороны и, тем самым, пробудил в армии надежду на лучшие времена. Однако этот лучик надежды уступил место горькому разочарованию.
Насколько страшна ситуация в вооруженных силах, свидетельствует внутреннее расследование, проведенное правительством и попавшее в «Газету». 46,2% военнослужащих влачат существование за чертой бедности, офицерские жены вынуждены экономить даже на самых необходимых продуктах питания. В прошлом году, впервые со времени распада Советского Союза, средний размер денежного содержания военнослужащих, составивший 110 евро, оказался ниже уровня заработной платы простого рабочего. 200 000 семей офицеров до сих пор не имеют своего собственного жилья.
Выживать приходится за счет побочной работы
Один военнослужащий пограничных войск подводит под всем этим черту: «Мы живем хуже нищих. Собственно, с 1 июля по распоряжению Путина денежное содержание должно было увеличиться. Но потом Министерство обороны несколькими строками проинформировало через газету «Красная Звезда», что в связи с «несвоевременностью выделения финансовых средств» денежное содержание за июнь и июль выдаваться пока не будет».
Все больше военнослужащих вынуждено подрабатывать в качестве охранников или таксистов. Или же они продают свое оружие: противотанковая мина, в результате взрыва которой в одном из прикаспийских городов во время парада 9 мая в честь Победы над гитлеровской Германией погибли десятки людей, была продана террористам офицерами. Московский военный журналист Павел Фельгенхауэр, в частности, не видит среди личного состава, насчитывающего 1,2 миллиона человек, признаков «настроений пойти на путч». Но морально-политическое состояние военных находится «на нулевой отметке».
Вина за это возлагается, прежде всего, на Иванова, который, несмотря на троекратное увеличение военного бюджета со времени завершения ельцинской эпохи, не сделал ни одного шага в деле реформирования армии. О финансировании новых систем вооружения - строительстве престижных военных объектов, таких, как атомные подводные лодки - не может быть и речи. Даже уничтожение химического и ядерного вооружения Кремлю приходится проводить на деньги Запада.
Растущие разногласия между президентом и министром
Российские средства массовой информации видят в качестве одной из причин кризиса растущие разногласия между Ивановым и его покровителем Путиным. Когда США заявили о намерении выйти из Договора по ПРО, Иванов еще угрожал «необходимыми ответными мерами». Но Путин, взявший, между тем, строго прозападный курс, дал Вашингтону свои гарантии. Когда военный министр шумел, говоря о невозможности появления военных баз США в среднеазиатских республиках СНГ во время войны в Афганистане, президент и в этом не увидел «никаких проблем».
Разногласия между президентом и министром существуют и в главном вопросе реформирования армии. Если Иванов высшим приоритетом объявляет модернизацию вооружений, то Путин собирается к 2010 году сократить численность личного состава на 350 000 человек и довести ее до 850 000. Но Иванов против: Россия не может позволить себе профессиональную армию. Времени для дебатов у Москвы больше нет. Поскольку, как предостерегает Гольц, «армия становится опасной для своего собственного народа».