Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Немецкие СМИ о том, как Путин обставил Лукашенко

Российский президент сделал гениальный ход конем

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент России неожиданно очень заспешил с созданием Союза с Белоруссией, правда, на своих условиях. Минск реагирует на это с негодованием. На протяжении шести лет глава Беларуси Александр Лукашенко выступал в роли предтечи, инициатора, человека, подстегивавшего процесс, взывавшего к совести скептически относившихся к интеграции россиян. На этой неделе глава Кремля Владимир Путин вырвал у него инициативу из рук. Насколько серьезным является предложения Кремля, покажет время

"Die Tageszeitung":

Президент России неожиданно очень заспешил с созданием Союза с Белоруссией, правда, на своих условиях. Минск реагирует на это с негодованием. На протяжении шести лет Александр Лукашенко выступал в роли предтечи, инициатора, человека, подстегивавшего процесс, взывавшего к совести скептически относившихся к интеграции россиян.

На этой неделе глава Кремля Владимир Путин вырвал у него инициативу из рук. Насколько серьезным является предложения Кремля, покажет время. Во всяком случае, это был гениальный шахматный ход. Путин в данном случае ничего не теряет. Поначалу он осаживает брюзгу из Минска. Тема «Союза» могла бы быть выгодной и для президентской избирательной кампании. В частности, на этот раз Путин последовал бы не традиции царей, «собиравших русские земли», он возвращал бы их в родное лоно. Если конструкция окажется удачной, то новая конституция откроет для него возможность избрания на пост главы Кремля и в третий раз. Не говоря уже о том, что появляется шанс конституционного закрепления равноправия субъектов Федерации и их конституционных органов.

"Sueddeutsche Zeitung":

Путин встал на экспансионистский курс. Владимир Путин - лиса. Об этом свидетельствует его неожиданное предложение по быстрому объединению России с Белоруссией. Два славянских народа должны оказаться в едином государственном образовании уже в 2004 году.

Белорусский президент Александр Лукашенко, известный за рубежом как «последний диктатор в Европе», оказался после этого предложения с пустыми руками. Путин лишил непопулярного и в Москве белоруса не только политической инициативы. Лукашенко теперь вынужден побеспокоиться и о своем будущем. Путин мог бы провести президентскую избирательную кампанию под лозунгом «исторического единства великорусской нации» и выиграть, вполне возможно, выборы также в Белоруссии, если они будут общими. У Лукашенко, если бы он вообще пошел на выборы, не было бы никакого шанса.

Путин смог бы обеспечить на своих собственных условиях не только государственное единство. Он набрал бы очки и на Западе за счет того, что отправил бы ловко в политический офсайд фальсификатора выборов Лукашенко.

"Frankfurter Rundschau":

Классический фокус: отдавать решение на участь того, как ляжет монета: если решка, выигрываю я, орел - проигрываешь ты. Президент России Владимир Путин продемонстрировал этот трюк своему белорусскому коллеге Александру Лукашенко. Он предложил ему на выбор два варианта: Беларусь может присоединиться к России немедленно после референдума или сделать то же самое обходным путем - через создание Союза. Лукашенко давно мечтал об объединении стран как двух равноправных государств-партнеров. Путин утопил эту идею во фразах, выглядящих демократическими.

В рукаве у Лукашенко припрятан только один козырь: Калининград (Кенигсберг). Он может попытаться сорвать российско-литовское урегулирование проблемы транзита, связанной с обеспечением доступа в этот эксклав. Дело в том, что между Россией и Литвой пролегает северная часть территории Белоруссии. Но это не такой уж и сильный козырь. Карта Лукашенко в так называемой большой политике уже отыграна, в скором времени она будет отыграна и на его собственном огороде.

"Der Tagesspiegel":

Какие последствия могло бы иметь объединение двух государств для Запада? Должна ли Европа бояться великой России? Для европейцев диктатор из Минска уже давно, что бельмо на глазу. Лукашенко сделал почти невозможной работу в Минске миссии ОБСЕ, проведенные выборы ни в коей мере не соответствовали требованиям и правилам соблюдения демократии, систематически нарушаются права человека и свобода прессы. Но ни Европейский союз, ни ОБСЕ ничего не могут поделать с авторитарным режимом в Минске. В результате слияния не Россия бы подстраивалась под Белоруссию, а наоборот. Конечно, в России тоже еще наблюдается значительный дефицит в вопросах демократии, но это было бы меньшим злом по сравнению с тем, если бы Европе удалось избавиться от своего последнего диктатора.

Шаг Путина можно косвенно воспринимать и как предостережение в адрес Запада: президент дает понять, что для соседних стран вполне допустима альтернатива интеграции с Западом.

Теперь тормозом в деле объединения оказался Лукашенко. Ход за диктатором. Впрочем, его идея о равноправном союзе с Россией теперь окончательно снята с повестки дня.

"Die Welt":

Политическая элита России, занимающая центральную часть политического спектра, правый фланг, и частично либералы отреагировали на шаг президента позитивно, а порой даже с энтузиазмом. Единственно, кто теперь не желает разделять удовлетворение, это коммунисты, которые прежде были самыми активными сторонниками объединения. Они пришли к совершенно верному выводу, что вариант Путина мог бы означать кончину режима Лукашенко, режима, который в целом олицетворяет собой советскую систему. С ним было бы покончено после выборов и введения единой валюты на базе рубля.

Таким образом, появился особый альянс: предложения Путина отклоняет также демократически настроенная белорусская оппозиция. Она хочет сохранить самостоятельность страны и неожиданно выступила в поддержку своего угнетателя. Первый президент Белоруссии и противник Лукашенко Станислав Шушкевич заявил: «Россия намерена проглотить Белоруссию».