Россия еще продолжает сеять страх и ужас. Только статистики - те люди, которые могут повергнуть в смятение пришедшую в экономический упадок великую державу. «Еще никогда в мирное время нигде не был столь высоким уровень смертности, как в России», - предупреждают озабоченные демографы ООН. Громадной империи, раскинувшейся между Балтийским морем и Тихим океаном, грозит вымирание населения. В частности, численность россиян сокращается, начиная с 1992 года, и происходит это в стремительно растущем темпе.
Так, только за последние десять лет население сократилось на четыре миллиона человек до нынешних 144 миллионов. Если бы не те тысячи русских, которые переселились из бывших советских республик, ситуация выглядела бы еще хуже. До 2050 года, прогнозирует ООН, численность российского населения сократится на треть и составит 100 миллионов человек.
Только 50 процентов российских мужчин, которым сейчас по 20 лет, имеет шанс дожить до 60 лет. При этом необычайно большую роль играют несчастные случаи, преступность, самоубийства - не следует забывать, разумеется, и русскую водку: только в прошлом году российский народный наркотик унес жизнь более 38 000 россиян.
Впрочем, то, что россияне сегодня умирают слишком рано, это лишь одна из причин значительного сокращения численности населения. За последние годы существенно сократился также уровень рождаемости. Более того, плохо обстоят дела и с родившимися детьми: сейчас здоровым рождается только каждый третий ребенок, сообщало недавно Министерство здравоохранения России.
В чем же причина того, что именно в России в нынешнем 21-м веке так стремительно ухудшается ситуация с состоянием здоровья людей и с перспективами на будущее? Ответ демографов краток: «отчаяние и страх», говорят они. Вместе с распадом Советского Союза развалилась не только коммунистическая система, но и прежняя система безопасности. Так, многие люди в годы перелома оказались без работы. А те, у кого работа была, были вынуждены месяцами ожидать заработную плату. Чтобы выжить, простые рабочие, а также квалифицированные люди были вынуждены работать на двух, а то и трех работах: утром в фирме - нормальная работа, а по вечерам до поздней ночи - случайная работа. Ничего удивительного, что многие россияне оказываются в смятении или же до смерти пьют. На детей денег не остается.
От государственной системы здравоохранения, которая долгое время в определенной мере качественно обеспечивала советских граждан, измотанному народу после ее краха остались лишь крохи. Бесплатная амбулаторная медицинская помощь оказывается теперь только при несчастных случаях. В иных случаях российские пациенты вынуждены почти все оплачивать сами: медикаменты и вознаграждение для врачей. В некоторых районах они должны приносить в больницу даже постельное белье и еду.
Разумеется, это по силам лишь немногим россиянам. Поскольку антибиотики для многих слишком дороги, стремительно растет число инфекционных заболеваний, таких, как туберкулез и дифтерия, которые долго считались побежденными. В период 1993-1998 годов в Санкт-Петербурге были четырежды эпидемии холеры и тифа.
Национальный Центр по борьбе со СПИДом приносит стране очередное печальное известие: если Кремль не выделит больше денег для борьбы с болезнью иммунодефицита, России грозит опасность заражения 30 процентов населения - это уровень, который до сих пор был характерен лишь для некоторых районов Африки. А перспективы более, чем мрачные, поскольку «СПИД распространяется в России быстрее, чем где бы то ни было на планете», предупреждает ЮНИСЕФ. Только за первые шесть месяцев этого года в России зарегистрировано более 3 000 ВИЧ-инфицированных младенцев.
Иными словами, политики России должны как можно быстрее что-то предпринять, чтобы остановить вымирание своего народа. Прежде всего, они должны ассигновать большие средства в систему здравоохранения. В конце концов, с больным населением невозможно и здоровье экономики. Впрочем, Россия делит свою судьбу с ЕС. Правда, есть одно существенное различие: Европа богата и привлекательна для переселенцев. Без массового количества переселенцев население большинства государств ЕС тоже сокращалось бы.