Рационирование бензина и запреты на поездки на автомобилях, выходные без машин, пустые автострады, массовые увольнения и банкротства компаний. Индустриальные государства Запада оказываются в состоянии глубокой экономической депрессии. Нефтяной кризис 1973 года забыть нельзя. С того случая, когда арабские государства ввели эмбарго на поставки нефти в отношении США и Голландии из-за их произральской позиции в войне Йом-Кипура, с той поры Запад начинает дрожать по поводу цен на нефть при любом обострении ситуации на Ближнем Востоке.
А как в эти дни, финансовые рынки не трясло от страха уже давно. Развяжут ли США войну против Ирака? На нефтяном рынке настоящая нервотрепка. Одно лишь предложение Ирака допустить без всяких условий в страну военных инспекторов ООН вызвало вчера снижение цены на нефть сразу на три процента. При этом не было никакого намека на то, скажется ли это предложение каким-то образом на военных планах США.
«Экономические риски войны против Ирака можно определить одним словом: нефть», - говорит авторитетный американский экономист Пол Кругман (Paul Krugman). «Растущие цены на нефть уменьшат покупательную способность потребителей», - поясняет руководитель отдела конъюнктуры в Немецком институте экономических исследований (DIW) Густав Хорн (Gustav Horn). Одновременно выросли бы цены на потребительские товары, продолжает Хорн, а в денежной политике пришлось бы пойти на ограничительные меры.
Это болезненно. Прогнозы относительно оборота ухудшаются, растут финансовые затраты, компании откладывают реализацию инвестиционных планов. «Цена на нефть - решающий фактор в том, какие последствия может иметь война для потребителей и компаний», - говорит американский эксперт из «Коммерцбанка» Гинд Циммерман (Guido Zimmermsnn).
Военный бюджет США выглядит неплохо
Война против Ирака не имела бы для экономики США и мировой экономики больших последствий, если бы не одно но: цена на нефть. «Американцы не изменят своего поведения только потому, что в другом полушарии идет война», - продолжает Циммерман.
Сотрудник DIW Густав Хорн видит опасность тоже, прежде всего, в цене на сырую нефть. В частности, в случае нанесения удара американцами, как это было во время войны в Персидском заливе, было бы потеряно доверие потребителей, но для развития экономики это «не имело бы никакого значения». «Доверие потребителей ненадежный индикатор экономического развития». Он имеет мало что общего, считает Хорн, с неуверенностью, которую вызывает война, с тем, что в 1990-1991 годах война и экономический спад в США совпали по времени. Америка в то время и без того уже находилась на этапе спада.
Лишь немногих экспертов пугают большие расходы, связанные с войной, которые бы пришлось понести США. Вторжение в Ирак обойдется в сумму до 200 млрд. долларов США, так считает Лоренс Линдсей (Lawrence Lindsey) - ближайший экономический советник Джорджа Буша. Это ровно два процента от внутреннего валового продукта США. Такую сумму можно осилить, по его словам, при помощи кредитов. «Как заемщику США доверяют», - говорит американский эксперт Гинд Циммерман.
Бывший главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Михаэль Мусса (Michael Mussa) сомневается даже, что расходы на войну могут привести к увеличению дефицита государственного бюджета. «Военный бюджет очень большой». В случае войны в дело пойдут сначала уже имеющиеся в наличии силы и средства: оружие, бомбы и боеприпасы.
Часовая бомба в образе Саудовской Аравии
Но все это не дает миру права вздохнуть с облегчением. Риск представляет собой одна лишь только цена на нефть. Она может в случае войны повергнуть мир в состояние экономического спада. «Многое зависит от того, насколько продолжительной будет эта война», - поясняет Мусса. Если США выиграют войну в течение нескольких недель, он рассчитывает на временное повышение цены на нефть до уровня 27-30 долларов США за баррель. Это экономика США еще могла бы осилить. «В большей степени пострадали бы такие страны, как Корея, которые зависят от импорта нефти», - говорит экономист. В большей мере, чем США, пострадала бы и экономика Европы.
Цену на нефть на уровне 40 долларов США за баррель мировая экономика могла бы выдержать несколько недель, говорит руководитель отдела Института DIW Хорн. «Критической ситуация станет лишь тогда, когда такая цена будет удерживаться в течение нескольких кварталов», то есть тогда, когда война окажется по срокам более продолжительной или в нее окажутся втянутыми другие государства.
«Главный вопрос заключается в том, прекратят ли поставки наряду с Ираком и другие страны», - говорит эксперт по нефти из «Коммерцбfнка» Стив Тернер (Steve Turner). В нефти Ирака в настоящее время, никто, собственно, не нуждается. «У одной только Саудовской Аравии достаточно мощностей, чтобы компенсировать прекращение поставок из Ирака», - говорит Густав Хорн. Все последние недели Ирак добывал только полмиллиона баррелей нефти в день, это меньше одного процента всей мировой добычи.
Но что будет, если война затянется или если отдельные страны обратят нефтяное оружие против Запада! От этого Запад сильно бы пострадал, даже если бы он, возможно, и не оказался в параличе, как в 1973 году. Слишком велика роль других нефтедобывающих стран, таких, например, как Россия и Венесуэла. Но и арабские страны зависят от нефтедолларов, и им придется тщательно взвешивать прежде, чем прибегнуть к нефтяному оружию.
Но это ничего не меняет, что касается политики в регионе. Саудовская Аравия это своего рода бомба с часовым механизмом. Страной правит королевская семья, демократии нет никакой. Численность населения растет с быстротой, какой не знает, пожалуй, никакая другая страна мира, 60 процентов жителей моложе 20 лет. Каждый пятый гражданин Саудовской Аравии в возрасте от 20 до 29 лет безработный. Уже несколько последних лет не растут доходы на душу населения, государство, практически, больше не в состоянии поддерживать систему всеобщего благоденствия. Большим влиянием среди недовольных положением молодых людей пользуются исламистские группировки. Возрастает риск переворота, который могут устроить экстремисты.
Но в ближайшем будущем Тернер видит опасности куда более серьезные. Ирак, по его словам, попытается в случае войны воспрепятствовать поставкам нефти из соседних стран. «Для правительства Багдада подобная стратегия была бы логичной», - говорит эксперт. Вероятность того, что США не одержат скорой победы, и что цена на нефть стремительно взлетит вверх, он оценивает как тридцать к семидесяти.
Сколько будет стоить нефть в случае неудачи, трудно даже предположить
Предсказать, сколько же будет стоить нефть в случае неудачи американцев, трудно. Джордж Перри (George Perry) из Брукингского института рассчитывает, что в случае сокращения ежедневной добычи на 7,0 миллионов баррелей, а это объем добычи в Саудовской Аравии, цена сырой нефти составит 75 долларов США.
В худшем случае, в случае катастрофы на нефтяном рынке, дело могло бы дойти до еще большего сокращения объемов добычи. В случае, если нефтяной поток с Ближнего Востока иссякнет вовсе на продолжительное время и если объемы предлагаемой нефти сократятся на 21 миллион баррелей в день, то цена, как прогнозирует Перри, может достигнуть 161 доллара США.
Последствия того, что может произойти, если цена на нефть превысит 40 долларов США за баррель, не осмеливаются предсказывать даже эксперты. На практике рост цен на сырую нефть на 10 долларов США стоит западному миру потерей 0,25-0,5 процента экономического роста. Нефть по 161 доллару имела бы, таким образом, для роста экономики негативные последствия, измеряемые 3,25-7,5 процентами внутреннего валового продукта. Это был бы спад, который, практически, невозможно вообразить. «Впрочем, к случаям экстремального колебания цен это правило не подходит», - предостерегает эксперт по вопросам конъюнктуры «Коммерцбанка» Ральф Соллвен (Ralph Solveen). Но в одном эксперты единодушны: цена на нефть уже на уровне 75 долларов США имела бы катастрофические последствия.
Большой опасностью для мировой экономики была бы даже нефть по цене 40 долларов США, если бы она сохранялась на таком уровне продолжительное время. «В настоящее время рост и без того имеет неуверенный характер, - говорит экономист Немецкого банка Стефан Бильмайер (Stefan Bielmeier). Поэтому резкое повышение спроса тут очень опасно. - При цене на уровне 40 долларов, возможно, начнется новый спад», - говорит и его коллега из «Коммерцбанка» Циммерман.
Некоторые экономисты разделяют эту точку зрения. Удастся США одержать скорую и чистую победу, цены на нефть быстро и надолго стабилизируются. В настоящее время эксперты прогнозируют, что диапазон роста цены на нефть находится в пределах 2-8 долларов США. То есть, если бы не ждали войны против Ирака, цена на нефть была бы ниже 25 долларов США, на 20 процентов ниже нынешнего уровня.
В среднесрочной перспективе она могла бы опуститься еще ниже. «Если Ирак снова станет нормальным членом ОПЕК, цена на нефть в будущем могла бы находиться на нижнем уровне, установленном картелем: 22-28 долларов США за баррель», - говорит Густав Хорн. Даже если Ирак не пойдет в картель, цена может упасть еще больше: страна располагает вторыми в мире по величине запасами нефти - это десять процентов всех разведанных на планете запасов.