Вторая половина дня воскресенья и во вновь открытом гипермаркете французской торговой группы "Auchan" на севере Москвы не протолкнуться. Очереди у 68-и касс такой же длины, что и во времена плановой экономики в государственных магазинах. Тогда покупатели были вынуждены стоять за небольшим количеством непрезентабельных товаров часами. Сегодня они в состоянии опустошить полностью забитые полки моментально. 500 служащих почти не успевают пополнять товары, ассортимент которых насчитывает 40 000 наименований.
Потребление в России стремительно растет, а вместе с ним и вся экономика. Постоянный экономически больной пациент Россия, которого многие уже списали со счетов, на пути к выздоровлению. Растет внутренний валовой продукт (ВВП), пусть и с несколько падающей динамикой, среди прочего, в четвертом квартале. В частности, в первом полугодии 2002 года упали доходы от экспорта, что, однако, в значительной мере удалось компенсировать за счет большого внутреннего спроса.
В городах формируется растущий средний класс, который охотно и много потребляет. «Покупатель в России покупает сейчас в наших магазинах точно столько же, что и покупатель Стокгольма», - удивляется глава российского отделения компании "Ikea" Леннарт Дальгрен (Lennart Dahlgren). В российских семьях сейчас значительно больше денег, чем это везде считали. Среднемесячная заработная плата в России находится сегодня, согласно официальной статистике, на уровне 144 долларов США, это в два раза больше, чем в 1999 году.
Правда, продолжающийся рост затрат на выплату заработной платы - только в прошлом году реальная заработная плата увеличилась на 20 процентов, - а также временно упавшая к началу года цена на нефть вызвали среди экономистов опасения, что конъюнктура может получить обратное развитие. И вот теперь банкиры корректируют свои прогнозы по России в сторону повышения. Эксперт "Deutsche Bank" Роланд Бек (Roland Beck) считает теперь, что в 2003 году рост составит 4,0, а не 3,5 процента, коллеги из «UBS Warburg" прогнозируют даже 4,5 процента.
Похвалы источает также фабрика мысли правительства ФРГ - Фонд науки и политики (SPW). В одном из еще не опубликованных исследований его экономист Огниан Хишоу (Ognian Hishow) приходит к выводу: «Россия прибыла в рыночную экономику». На кризис августа 1998 года, когда иностранные инвесторы вследствие азиатского кризиса стали в массовом порядке выводить капиталы, а Москва оказалась не в состоянии обслуживать долги перед банками и западными правительствами, Россия отреагировала «по-рыночному». Обесценение рубля привело к увеличению экспорта и появлению положительного сальдо, дополнительная ликвидность дала импульс для спроса, который в итоге вылился в более крупные инвестиции. В 2000 году, в год бума, они выросли на 18 процентов, в 2001 году - еще на 9 процентов. Инвестиционная квота - инвестиционная доля во внутреннем валовом продукте - увеличилась с 10 процентов в 1998 году до нынешних 16 процентов.
Объем инвестиций может быть значительно больше. Население, предприятия и государство откладывают четверть всего дохода по стране. Разница с инвестиционной квотой (16 процентов) является косвенным показателем объемов бегства капиталов за границу. «Прекращение бегства капиталов является важнейшим требованием экономической политики Москвы», - говорит экономист Хишоу.
Первые успехи уже налицо: у российских инвесторов, очевидно, стало снова больше веры в свою собственную экономику. Если в прошлом году из России уходило за рубеж ежемесячно еще 2 миллиарда долларов, то в первой половине этого года масштабы бегства капиталов сократились на четверть. «Это важный сигнал для иностранных инвесторов», - говорит аналитик "Dresdner Bank" Аксель Герлоф (Axel Gerloff). "UBS Warburg" рассчитывает даже, что улучшение рамочных условий в будущем приведет в российском балансе капиталов «к изменениям на 180 градусов». На это хочет воодушевить президент Владимир Путин. Он обещает, что возвратившийся капитал не вызовет «никаких вопросов».
Предстоит прорыв и в политическом плане: в 2006 году Россия должна стать полноправным членом «семерки» и, таким образом, она будет принята в клуб крупнейших индустриальных государств. США недавно официально признали Россию страной с рыночной экономикой, ЕС обещала Москве предоставить такой статус осенью. Это отнюдь не просто декларативный акт: с этим признанием не столь строгими станут антидемпинговые меры в отношении российских предприятий.
Рост российской экономики позволяет облегченно вздохнуть и кредиторам России. Профицит бюджета в размере 0,5 процента от внутреннего валового продукта обеспечивает предстоящее в следующем году погашение долгов в размере десяти миллиардов долларов и процентов в сумме семи миллиардов долларов США. Профицит в значительной мере объясняется высокими ценами на нефть. Но бюджет гарантирован, его проект, подготовленный министром финансов Алексеем Кудриным, базируется на средней цене на нефть в размере 21-го доллара. «Это солидный подход к формированию бюджета», - дает оценку экономист "Dresdner Bank" Аксель Герлоф.
Наличие профицита объясняется, однако, также и амбициозной налоговой реформой. После того, как налог на доходы был снижен до 13 процентов, а налог на прибыль - с 35 до 24 процентов, налоговые поступления увеличились просто взрывным образом. Причина этого: многие россияне, обходившие прежде финансовые ведомства стороной в силу слишком больших налогов, теперь стали платить.
Вселяют надежду и другие экономические показатели: большое положительное сальдо во внешней торговле позволило довести сумму валютных резервов до 40 миллиардов долларов США. Рейтинговое агентство "MoodyA"s" подняло рейтинг кредитоспособности России с позиции В3 на позицию В2. Правда, уровень инфляции в этом году будет на уровне 15 процентов, но повышение цен объясняется главным образом освобождением прежде регулируемых государством цен на транспорт и аренду жилья.
К этому надо добавить возрастающую правовую безопасность для инвесторов, предпринимателям, кажется, теперь стало легче обходиться с российскими судьями, сообщают менеджеры с мест. «Конечно, прохождение инстанции занимает больше времени, чем в Западной Европе, но во все большей мере соблюдается право», - говорит Манфред Яношка (Manfred Janoschka) из компании "Ernst&Young", работающей в Москве. Особенно часто вызывают споры действия финансовых учреждений. Между тем, выигрывать удается половину дел против бюрократов. Тем не менее, раем для компаний Россия не будет еще долго. И это объясняется не только в активности мафии со своим крышеванием. В России до сих пор доминирует крупная промышленность, доля работающих на средних предприятиях, которые являются важным мотором роста в конкурентной экономике, составляет только около 20 процентов. «Бесспорно, что коррупция и выходящая за рамки бюрократия играют свою роль», - говорит главный экономист представительства Международного валютного фонда в Москве Кристоф Рюль (Christof Ruehl).
Но и в этой области правительство собирается принимать меры. В будущем предприниматели средней руки будут в значительной мере защищены от бюрократии. Принятый в июне Думой закон предусматривает, что, начиная с 2003 года, предприятия с оборотом в сумме 500 000 долларов США и с количеством сотрудников менее 100 человек должны будут платить один общий налог в размере шести процентов.
«Настроение за последние два года значительно улучшилось», - говорит Андреа фон Кнооп (Andrea von Knoop) из Союза немецкой экономики в Российской Федерации, работающего в Москве. Число представительств немецких фирм выросло за последние десять месяцев на 30 процентов и достигло 1231. Таким образом, немцы представляют собой самую крупную иностранную экономическую колонию в Москве.
Немецкий гигант розничной торговли компания "Metro" вложила недавно 50 миллионов долларов США в строительство своей штаб-квартиры и двух крупных торговых центров в Москве, а в следующем году собирается открывать очередные центры в Москве и Санкт-Петербурге. Хорошие деньги уже зарабатывает французский концерн "L"Oreal", специализирующийся на косметике, который может увеличить оборот в России на 63 процента. Компания "Nestle" намерена в этом году продать продуктов на 700 миллионов долларов США, в прошлом году было 590 миллионов. "Ikea" в этом году увеличит оборот со 150 до 220 миллионов долларов США и планирует наряду с мебельными домами в Москве и Санкт-Петербурге открытие филиалов еще в одиннадцати городах.
Шведы хотят продавать не только в России: богатая лесами страна должна стать «крупнейшим производителем» концерна, говорит менеджер "Ikea" Дальгрен. С этой целью концерн собирается в ближайшие пять лет вложить 600 миллионов долларов США. Затем компания "Ikea" хотела бы выйти за рамки российского рынка и ежегодно экспортировать мебель на сумму 400 миллионов долларов США. Сегодня весь российский мебельный экспорт составляет 100 миллионов долларов США.
Для французского концерна "Auchan", занимающегося розничной торговлей, супермаркет на Осташковской улице в Москве тоже только начало экспансии в России. В декабре предприятие собирается открывать филиал в городе Коммунарка, в начале следующего года - еще один центр в Марфино. Французы, очевидно, рассчитывают на сохранение благоприятного потребительского климата.