Теперь вопрос о мире в Чечне отложен на неопределенное время. После захвата заложников в московском Театральном центре и угроз террористов убить несколько сотен людей российскому правительству не остается ничего, кроме как проявить жесткость. Нельзя шантажировать государство - этим принципом будет руководствоваться Путин, который взял на себя координацию действий милиции и Службы безопасности. Эта стратегия не навредит ему в глазах российского населения, наоборот. В частности, в последнее время война в Чечне наталкивалась на растущее сопротивление со стороны общественности, и ведущие политики подталкивали Путина к мирному разрешению конфликта. Но в среду вечером президент и сторонники жесткой линии среди военных снова получили в руки аргументы в пользу жестких военных действий в Чечне.
Конфликт в кавказской республике не может быть разрешен, благодаря масштабному применению военной силы, но в эти дни вопросы о правомочности характера ведения войны в Чечне неуместны. В борьбе против террористов Путин может рассчитывать на поддержку мирового сообщества, однако захват заложников не может служить оправданием для нанесения новых военных ударов.
Борьбу чеченцев за свободу уже давно почти невозможно отличить от терроризма как такового. Мафиозные кланы и полевые командиры контролируют большие районы страны и ведут свои собственные войны. Многое говорит в пользу того, что в случае с захватом заложников в Москве речь идет об одном из таких пресловутых кланов.
Он хочет минимизировать количество возможных жертв при освобождении заложников, заявил вчера президент. Предпримут ли подразделения специального назначения штурм, а если да, то когда, - неизвестно. Но, похоже, что самый масштабный в России захват заложников вряд ли закончится без кровавой бани.
"Die Welt" (Германия): «Мы готовы ко всему»
Манфред Квиринг / Manfred Quiring
Ввиду опасности повторения террористических актов, по всей стране берутся под усиленную охрану атомные электростанции и военные объекты, усилены наряды милиции в российской столице. Но ситуация в центре Москвы ставит перед российским руководством дилемму: вариант силового освобождения заложников, среди которых много иностранцев, в расчет не принимается. В решительности террористов никто не сомневается, кровавая резня на виду всей мировой общественности - крайнее решение, к которому мог бы прибегнуть Путин. Но и мысль о том, чтобы спокойно выпустить чеченцев, которых Путин, собственно, собирался «мочить в сортире», тоже - вещь невозможная. К тому же для Кремля неприемлемо требование прекратить войну в Чечне и вывести российские войска в течение семи дней.
"Salzburger Nachrichten" (Австрия): Перчатка брошена прямо перед порогом дома Путина
Франсуаза Мишель / Fransoise Michel
Чеченские борцы за независимость перенесли войну с далекого Кавказа в российскую столицу. Они бросили перчатку прямо перед порогом дома Путина, который до сих пор категорически отказывался от официальных переговоров с чеченцами, добивающимися независимости.
Драма с заложниками произошла спустя лишь короткое время после осторожных шагов, направленных на возобновление переговоров между Москвой и представителями сепаратистской кавказской республики. Недавно в контакт вступил уполномоченный по правам человека в Чечне Абдул Хаким Султыгов. Он встретился с 14-ю чеченскими депутатами, которые являются сторонниками не признанного Москвой чеченского президента Аслана Масхадова.
Это была первая встреча такого рода за последний год, закончилась она неудачей. Чеченский депутат Асланбек Аслаханов, избранный в 2000 году с согласия Кремля в Думу, заявил, что сначала он встретится с посланником Масхадова Ахмедом Закаевым в Швейцарии. Для этих новых переговоров взятие заложников «тяжелый удар», - приходит к выводу Олег Орлов из российской правозащитной организации «Мемориал».
Последняя встреча проходила в иной атмосфере, чем она предшествовала президентским выборам в марте 2000 года, когда бывший сотрудник КГБ и в военных вопросах консервативный «ястреб» Путин пригрозил «мочить террористов в сортире».
В последнее время среди российского населения наметилось изменение настроений. В ходе опроса, проведенного до террористического акта, 60 процентов опрошенных высказались за переговоры с чеченскими боевиками, чтобы положить конец войне на Кавказе. Кремль это постепенное изменение настроений не может игнорировать - ведь Россия движется постепенно к парламентским и президентским выборам, которые намечены соответственно на декабрь 2003 и 2004 года. Предвыборная борьба, видимо, уже началась. В связи с захватом заложников большинство политиков потребовало, чтобы правительство не шло на уступки «террористам».