Тем не менее, невозможно представить, чтобы диктатор Ирака поддался панике или забился в свой бункер. Его друзья утверждают, что у него стальные нервы, что он верит в свое выживание даже тогда, когда все говорит против него. При этом ему приписывают извращенное желание постоянно находиться в свете рампы. Тщеславие его столь велико, что в 70-е годы он распорядился раздать племенам юга Ирака телевизоры с тем, чтобы и те могли увидеть его лицо. Ничто не успокаивает его больше, чем ситуация, когда его игнорируют.
Но в настоящее время такой опасности не существует: в предстоящие дни ни один другой политик не будет находиться под столь жестким контролем, как Саддам (Saddam). Проявит ли он легкомыслие и вызовет на Ближнем Востоке войну с непредсказуемыми последствиями или будет достаточно благоразумным, чтобы воспользоваться своим последним шансом?
Сильный человек Ирака в прошлом известен своими ошибочными оценками, аргументируют те, кто рассчитывает на худшее. Часто он слишком высоко оценивал поддержку из-за рубежа, прежде всего, арабского мира. Так, он, в частности, прислушивался, когда его разведка в январе 1991 года давала ему ясно понять, что антииракский альянс сотрет его войска, если он не выведет их из Кувейта. «Любой другой глава государства отступил бы тогда, - вспоминает бывший шеф военной разведки Вафик Самаррай (Wafic Samarrai), - но он был совершенно невозмутим и ответил: «Я здесь не вижу никакой проблемы».
Совершенно новая ситуация для Саддама
Но нынешний кризис вряд ли можно сравнивать с ситуацией того времени: тогда зарубежье требовало лишь прекращения оккупации Кувейта, сегодня - на карте стоит власть Саддама. «Саддам работает по простым правилам, но в ситуации, как нынешняя, он не оказывался никогда, - говорит иракский дисиидент Лайх Кубба (Laith Kubba). - «Он будет сохранять спокойствие до последнего момента. Но когда у него не останется вариантов, он сдастся».
Арабские официальные лица надеются на мирное завершение иракского кризиса и ссылаются на прагматизм Саддама. Несмотря на свои ошибки, он всегда был умелым тактиком, говорят они. Первое правительство Буша (Bush) было уверено, что поражение в войне в Персидском заливе будет стоить Саддаму власти. Но тот по прошествии времени даже упрочил ее.
Санкции ООН были задуманы как средство, чтобы приблизить его конец. Но Саддам использовал их, чтобы взять на удочку выгодными договорами членов Совета безопасности, таких, как Россия, Франция, и арабских соседей. Когда в результате санкций ухудшились жизненные условия населения, Саддам использовал страдания людей, чтобы возбудить по всему миру сочувствие.
Оппозиция, находящаяся в эмиграции, слаба, не в последнюю очередь, по той причине, что Хусейн сумел противопоставить друг другу различные группы и, прежде всего, курдов на севере Ирака. Одновременно он мастерски использовал разногласия в Совете безопасности ООН и обеспечил тем самым себе поддержку со стороны Росси, Китая и Франции.
Уступки - это лишь тактический прием
Он продемонстрировал, что способен в условиях, когда на него оказывается давление, идти на уступки, но они для него - тактический прием, от которого позднее отказывается. Саддама ни в коем случае нельзя считать «сумасшедшим с Ближнего Востока» предупреждал еще в 1990 году профессор Университета имени Джорджа Вашингтона (George Washington) Джерольд Пост (Jerrold Post). «Отправить Саддама в империю безумия, считать его непредсказуемым, но он не таков, - говорит Пост. - Он считает себя революционным прагматиком и мастером по выживанию».
Перед Саддамом теперь стоит вопрос, может ли он выполнить новые требования ООН, не ставя под угрозу свое господство. С принятием резолюции ООН у него появилось какое-то поле для маневра. Если он согласится с ней, то будет играть на время, уступать как можно меньше и как можно позднее. При этом никто точно не знает, какое оружие Саддам держит в своих арсеналах. Когда военные инспектора в декабре 1998 года уходили из страны, они уничтожили большинство военных складов. Но согласно данным западных разведок, многие программы в прошедшие годы были восстановлены.
Военный арсенал как политический инструмент
Оружие могло бы быть последним шансом Саддама, но оно, однако, кроет в себе громадный риск. Его военный арсенал - важный политический инструмент, которым он пугает оппозицию и с помощью которого он держит под контролем соседей. К тому же неопределенность по поводу его реальных возможностей была до сих пор единственным средством устрашения в отношении США. Если Саддам убежден, что Вашингтон свергнет его даже в случае уступок с его стороны, то для возможного удара возмездия некоторое количество вооружений он оставит в резерве.
Но игра в прятки благодаря новым правилам проведения инспекций становится, однако, труднее. Саддам обязан в течение одного месяца заявить, что он держит в своих арсеналах. «Обязанность предоставления информации ставит Ирак в затруднительное положение, - говорит дипломат из окружения инспекторов. - Если информация идет вразрез с прежними заявлениями, то будет шум среди членов Совета безопасности». Представители США предупредили, что войны не избежать, если будет скрыта информация даже по одному единственному пункту. «Мы должны использовать по отношению к иракскому режиму нулевой вариант толерантности», - сказала недавно советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice).
Саддам, судя по всему, собирается тянуть время. Чем дольше продолжается кризис, тем мощнее оппозиция, выступающая против войны и тем труднее положение США, так думает он. Если он переживет вскрытие своих арсеналов, и инспекторы снова приступят к работе, то это могло бы развалить план действий США. Поэтому он может попытаться затянуть прибытие инспекторов в страну до конца февраля. Как уверяют его арабские соседи, США вряд ли пойдут на развязывание войны в жаркие весенние и летние месяцы. Не станут этого делать и после, так как осенью 2003 года начинается избирательная кампания по выборам президента.
Сближение с Саудовской Аравией
К тому же Саддам будет пытаться найти взаимопонимание среди арабов. Его важнейшая цель - улучшение отношений с Саудовской Аравией. Багдад убежден, что саудиты чувствуют угрозу со стороны США в той же мере, что и Ирак. К этому надо добавить, что, начиная с лета, Саддам пытается заполучить на свою сторону иракские племена и предлагает различным группам, объединенным общими интересами, различные льготы. Так, офицеров, например, одаривают новыми автомобилями. После фантастического референдума в прошлом месяце, в ходе которого Саддам собрал 100 процентов голосов, из тюрем было освобождено большинство политических заключенных.
Умиротворение, однако, - это обоюдоострый меч. Согласно сообщениям средств массовой информации из Багдада, иракцы, судя по всему, нашли в себе мужество, чтобы поднять голос протеста против своего руководителя. В прошедшем месяце протестовали демонстранты, чьи родственники не были освобождены во время всеобщей амнистии. Если Саддаму удастся оттянуть вторжение США, его уступки народу могли бы в конечном итоге изменить стиль его правления. Риск заключается в том, что иракцы забывают страх, но не теряют память о своем кровавом режиме. То есть, в любом случае дело может дойти до изменения в каком-либо виде формы правления.