Американцы расширяют в Средней Азии не только свое военное присутствие. Они пытаются обрести более твердую почву также в экономическом плане.
Восточный комитет немецкой экономики по-прежнему видит в Восточной Европе большие экономические шансы, несмотря на сохраняющиеся там проблемы с коррупцией и преступностью. Но США, во все большей мере начинают оспаривать у немцев, прежде всего, в России и в Средней Азии роль важнейшего торгового партнера.
С расширением военного присутствия в Средней Азии «взгляды американцев изменились», сказал в Берлине председатель Восточного комитета, председатель правления компании "Daimler-Chrysler" Клаус Мангольд (Klaus Mangold). Наряду с инвестициями в инфраструктуру, например, в строительство дорог и аэродромов, наблюдается «громадное наращивание» усилий США в плане обретения более твердой почвы по эту и ту стороны Урала в энергетике, автомобильной и пищевой промышленности. «Мы обречены серьезно считаться с этим», - сказал Мангольд.
«В высшей степени привлекательным местом приложения инвестиций» остаются, прежде всего, Центральная и Восточная Европа, на которые приходятся 12 процентов внешней торговли Германии, подчеркивает менеджер. Весь объем торговли со странами, которые курирует Восточный комитет: Россия, СНГ, республики Балтии, Словакия и Южная Европа - увеличился в период с 1995 по 2001 год на 125 процентов, или до 59 миллиардов евро. Объем прямых инвестиций вырос за время с 1997 года по 2000 год на 112 процентов - почти до 25 миллиардов евро.
Впрочем, Восточный комитет, основанный 50 лет назад, допускает, что в странах еще частично существуют проблемы, связанные с преступностью, коррупцией и теневой экономикой. Но благодаря растущей правовой безопасности практика неразрешенного и противозаконного бизнеса отступает. «Тенденция в направлении улучшения особенно очевидна в России», - сказал член правления Тессен фон Хейдебрек (Tessen von Heydebreck) - по основной работе - председатель правления «Немецкого банка».
Но в Восточной Европе в этом плане еще существуют, например, между Эстонией и Болгарией, громадные различия, сказал Хейдебрек. В России, по его словам, следует избавляться от трений, прежде всего, в таможенной сфере, откуда поступает 40 процентов доходов государства. Согласно Мангольду, в отдельных случаях удается «чрезвычайно быстро» находить решения в рамках рабочей группы, в которую входят представители российских министерств.
Исторические и культурные связи предоставляют немцам в России очевидные стартовые преимущества. Четвертая часть российского импорта поступает из Германии, немецкий экспорт в Россию вырос только за прошлый год на 50 процентов. В России зарегистрировано 1 700 представительств немецких фирм. Реформа банковской системы и энергетического хозяйства осуществляется при соответствующем участии немецких советников. Объем внешней торговли с Россией и в этом году достигнет уровня, выраженного двухзначной цифрой. В настоящее время стоимость завизированных инвестиционных проектов немецких фирм в России составляет 2 миллиарда евро, в том числе проектов в строительной, металлургической и деревообрабатывающей промышленности. И, наоборот, Россия все больше вкладывает капиталы за рубежом. Мангольд ожидает, что до Рождества будет принято решение, связанное с авиастроительной компанией "Fairchild Dornier", интерес к которому существует у российских предприятий.