Торговый концерн "Metro" продолжает привлекать компаньонов для работы в своей сети универмагов "Real-SB" компании из различных стран мира. Председатель правления концерна Ганс-Иоахим Кербер намеревается открыть в конце 2003 года первый крупный объект в Москве.
Кербер, таким образом, впервые конкретизировал свои экспансионистские планы, относящиеся к сфере универмагов "SB", в России. Что касается общего количества филиалов он, по его словам, пока сказать ничего не может. Продолжение экспансии зависит от успеха работы первого объекта.
Согласно сообщениям российских средств массовой информации, "Metro" планирует открыть в общей сложности 20 универмагов. Общий объем инвестиций должен составить 600 млн. долларов США. У "Metro" в Москве уже работают три супермаркета "Cash-&-Carry". Крупные торговые филиалы уже ведут активную деятельность в 23 странах. Для подразделения универмагов "SB" Россия будет третьим зарубежным рынком. Зарубежная экспансия была на какое-то время приостановлена. Но что касается России, - теперь подстегивает время, так как на старте оказалось много конкурентов. Так, французская группа "Auchan" уже открыла в России свой первый универмаг "SB". Немецкая компания розничной торговли "AVA" собирается дать старт открытием своего магазина в начале февраля 2003 года. В настоящее время ищут участки также американский концерн "Wal-Mart" и крупнейший европейский концерн "Carrefour".
Проблемы, связанные с теневым импортом
«Мы исходим из того, что бизнес-модель гипермаркетов функционирует принципиально в России», - сказал Кербер. Тамошние экономические условия, конечно, являются вызовом. Проблемой, например, является теневой импорт. К тому же существует сопротивление, направленное против крупных западных торговых компаний.
Немецкий рынок сокращается
Путем привлечения иностранных компаньонов компания "Metro" должна получить большую независимость от сокращающегося немецкого отечественного рынка. В бизнес за рубежом будет направлено 75 процентов денежных потоков. Недавно с тем, чтобы закрепить свои позиции, компания "Metro AG" переименовала себя в "Metro Group". «За пределами Германии никто не понимает, что такое AG», - говорит Кербер. В Германии торговый концерн начинает в марте рекламную кампанию. Рекламный бюджет еще не определен. Пока он составляет миллионы, выраженные однозначной цифрой.
Глава компании "Metro" дал подчеркнуто сдержанный прогноз конъюнктуры в розничной торговле в Германии. «Мы исходим из того, что у нас будет обычный предрождественский бизнес», - спрогнозировал он. Нестабильность, вызванная нынешней политической ситуацией, в частности, снижает потребительский спрос. К этому надо добавить уменьшение покупательной способности вследствие увеличения налогов и сборов. Тем не менее, у потребителей, продолжал он, есть достаточные средства для приобретения товаров: «Германия, как и прежде, остается богатой страной». Задачей концерна является подогреть спрос. «Можно жаловаться на ситуацию или взяться и попытаться стать лучше, чем конкуренты. Это наша стратегия», - говорит Кербер.
Стабильный бизнес на продуктах питания
Какой-то уход из сферы торговли продовольственными товарами Кербер исключил. «Это стабильный бизнес с объемом 10 млрд. евро, в котором мы являемся лидерами на рынке продажи через магазины "SB", сказал он, имея в виду цепь магазинов "Real". Правда, магазины "Extra", торгующие у компании "Metro" потребительскими товарами, испытывают все большие трудности. За первые девять месяцев результат их деятельности составил без вычета процентов и налогов минус 50 млн. евро. Только в третьем квартале убытки составили 20 млн. евро. «Мы не рассчитывали на такое развитие потребительского сектора рынка, - признался Кербер. Он делает ставку на очищение рынка. - Есть другие, у кого поднимается артериальное давление при упоминании вопроса о рынках потребительских товаров».
Торговля как отрасль должна сказать более веское слово в диалоге с политикой, потребовал глава компании "Metro". «Я считал бы нормальным, если бы канцлер ввел представителя торговли в состав своих советников». Германия, несмотря на все трудности, не является принципиально неспособной к реформированию: «Я верю, что Германия может поразмыслить и найти решения для своих проблем структурного характера», - сказал руководитель концерна.