Уинстон Черчилль был не только одним из самых знаменитых премьер-министров Великобритании, но он до сегодняшнего дня является национальным героем. И именно этот человек должен называться военным преступником? В столь обостренной форме дискуссия, таящая в себе заряд взрывной силы, докатилась и до британского острова.
Полемику среди общественности относительно самой мрачной главы в истории второй мировой войны вызвало появление книги немецкого историка Йорга Фридриха (Joerg Friedrich), в которой он проклинает ковровые бомбардировки, проводившиеся союзниками.
Перестроиться надо было не позднее, чем сразу же после огненного штурма в Гамбурге, который унес жизни 45 000 человек, утверждает автор. Его тезисы, предварительно опубликованные в газете "Bild", ударили волной и по острову. "Daily Mail", опубликовав возмущенный комментарий, возглавила отряд критиков. Одновременно она приоткрыла всем все еще дремлющие внутри предубеждения в отношении соседей по континенту. Один из величайших героев нации оскорблен грязной кампанией сомнительного «партнера», жаловалась консервативная газета, обнаружившая за неприятной неожиданностью подлую тактику.
Немцы, демонизируя Черчилля, хотели бы взять запоздавший реванш за ужасы. Ужасы, причиненные каким-то Гитлером (Hitler), ставятся на одну ступень c героическими делами борца за свободу. И, наконец, пишет "Mail", за этим кроется интриганский призрак Европейского союза. Только супергосударство, такое, как ЕС, может в будущем предотвратить подобную катастрофу, - этот тезис, считает газета, является, видимо, основным мотивом неслыханной фальсификации истории.
С таким же возмущением отреагировал автор Коррелли Барнет (Correlli Barnett), который приходит в своих произведениях к совершенно иным, чем у Фридриха, выводам и оправдывает уничтожение целых городов бомбами британцев и американцев стратегическими задачами. В конце концов, даже бомбардировка Дрездена незадолго до окончания войны, в результате чего погибли 35 000 человек, была проведена, в первую очередь, как по важному железнодорожному узлу и путям снабжения, и, тем самым, служила целям войны.
«Это была бойня, и британская нация должна, наконец, посмотреть самой себе в глаза», - требует, напротив, Фридрих в своем интервью лондонской "Daily Telegraph". Уинстон Черчилль (Winston Churchill), занявший по результатам опроса относительно самого популярного британца место вплотную за принцессой Дианой (Diana), взял на себя, как считает немецкий историк, тяжкую вину.
К тому же Гаагскую и Женевскую конвенции, накладывающие определенные ограничения на характер ведения войны, и содержащие большое количество параграфов, должных защищать гражданское население, как и военнопленных, нарушали все участники, а не только Гитлер или Черчилль.
В то время, как ветераны войны и патриотически настроенные комментаторы Великобритании сплотились в едином строю и выступают с возмущенными протестами, историк Фридрих уже добивается примирения. Это не должно ставить под угрозу дружбу между двумя странами, заявил он в интервью газете "Telegraph". Германия, обремененная виной за Холокост и зверства в России, никогда не сможет выносить приговор другому. Но надо все же попытаться вместе предать правду гласности.
Впрочем, в своей книге он не ставит вопрос об ответственности за военные преступления, утверждает Фридрих. Сначала надо разобраться с фактами. Они, по его словам, что касается бомбардировок, известны в недостаточной мере. Все исследования, предпринимавшиеся до сих пор, заканчиваются фактами бомбардировок. Его книга, напротив, посвящена последствиям: страданиям и жертвам. Таким образом, говорит автор, он делает новый, существенный вклад в дискуссию, которая неизбежна.