До сих пор НАТО приходилось перебрасывать войска чартерными авиарейсами. Теперь европейцы письменно пообещали ситуацию улучшить. Невзирая на пустую казну, европейские государства-члены НАТО взяли на себя обязательства существенно улучшить боевые возможности своих вооруженных сил, начиная от совершенствования переброски войск по воздуху и кончая защитой от химического и бактериологического оружия.
Покупать или брать в лизинг? Этот вопрос, на который умеющие хорошо считать предприниматели в зависимости от своих финансовых возможностей отвечают по-разному, для бундесвера (вооруженные силы ФРГ. - Прим. пер.) вообще не стоит. Чтобы перебрасывать личный состав и технику в отдаленные районы, такие, как Кабул, Кувейт или Джибути, он должен транспортные самолеты арендовать. Дело в том, что во времена «холодной войны» транспортные самолеты для военно-воздушных сил разрабатывались, исходя из задач гражданской обороны: для сообщения между Фленсбургом и Фридрихсхафеном, а не для полетов на большие расстояния протяженностью тысячи километров.
Всего несколько месяцев назад солдатам бундесвера, которым была поставлена задача по поддержанию порядка в Кабуле, пришлось не на один день застрять в военном аэропорту в Анатолии. Их устаревшие транспортные самолеты «Трансаль» должны были делать одну за другой промежуточные посадки и после одной из них в Турции больше не смогли подняться из-за плохой погоды. Поэтому в последующие недели Министерство обороны было вынуждено отправлять в Кабул людей и материальное имущество, - начиная от легких разведывательных дозорных машин и кончая пивом, - арендовав 25 большегрузных транспортных самолетов в России и на Украине.
Совсем дешево это не было. За каждый рейс между Германией и Афганистаном русские и украинцы выставили счет в размере 245 000 долларов США. До сегодняшнего дня только для обеспечения войск в Афганистане было необходимо совершить 160 чартерных рейсов - хороший бизнес для владельцев доставшихся в наследство от Красной Армии самолетов «Антонов». И все же, если Германия, которая через несколько дней возьмет на себя вместе с голландцами руководство международным контингентом войск в Афганистане, захочет усилить людьми дислоцированные силы бундесвера в Кабуле и своевременно произвести перед Рождеством замену личного состава, то у оперативников на Хардтхеэ возникнут проблемы. До конца года, и об этом, в частности, известно в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, большегрузные транспортные самолеты «Антонов» зарезервированы в другом месте, и бундесвер уже не сможет ими воспользоваться.
«Это безнадежно. Что делать? Ехать на поезде или на автобусе?» - жаловался недавно генеральный секретарь НАТО на проблемы с транспортом. Не хватает необходимых транспортных мощностей и вооруженным силам других европейских государств-членов НАТО. Если у США 111 транспортных самолетов дальнего действия, то в ангарах европейцев - только 11. Решение проблемы, связанное со строительством аэробусов «А400М», существует в настоящее время только в компьютерной версии конструкторов. Поставки 200 самолетов, заказанных восемью европейскими государствами, могут начаться только, начиная с 2008 года. До этого времени европейцы должны закрывать бреши за счет арендованных самолетов.
Германия взяла на себя руководство в своего рода консорциуме, который собирается до момента появления «А400М» взять в лизинг 20 крупнотоннажных транспортных самолетов: испытанные американские "C-17" или российские «АН-124». На прошлой неделе на саммите НАТО в Праге 19 государств-членов приняли решение ликвидировать очевидные слабые места союза еще в семи конкретных областях. В рамках так называемых «Пражских обязательств по наращиванию потенциала» (PCC) они обязались, невзирая на пустую казну, «сделать все возможное», для уменьшения пропасти, существующей в военном потенциале между США и Европой. С тем, чтобы, по крайней мере, восстановить возможность общения между собой, европейцы теперь намерены в срочном порядке модернизировать свои системы управления и коммуникации.
Европейцы определили в своей теперь уже утвержденной программе довооружения в общей сложности восемь направлений, где требуются срочные меры для преодоления отставания. Наряду с решением проблем с транспортными самолетами и дозаправкой в воздухе это - стратегическая разведка с использованием спутников, подавление противовоздушной обороны противника, поддержка сухопутных войск с воздуха, оснащение войск высокоточным оружием и «умными боеприпасами», а также - с учетом угрозы со стороны террористов - защита от бактериологического и химического оружия.
Пока это не более чем заявление о намерениях. В частности, европейцы пошли на Пражские обязательства при условии, что «если это позволит бюджет». Но то, что пустая казна многое не позволяет, проявляется уже в той сфере, где немцы взяли на себя ведущую роль и, таким образом, обязаны показать пример: в сфере переброски войск и техники по воздуху. В Берлине вопреки первоначальным обязательствам приняли решение заказать не 73 военных транспортных самолетов-аэробусов, а только 60.