Переговоры российского президента Владимира Путина с китайским президентом Цзянь Цзэминем (Jiang Zemin) и его преемником на посту главы Коммунистической партии Китая (КПК) Ху Цзинтао (Hu Jintao) 2 декабря с.г. были призваны представить неспокойному миру абсолютно успокоительную картину. В своем 13-страничном совместном коммюнике г-н Цзянь и г-н Путин призвали к мирному разрешению нарастающих кризисных ситуаций в Ираке и в Северной Корее. Но они так и не упомянули о расширяющейся торговле оружием, которая лежит в основе их "стратегического партнерства".
Высокие военные чины на Западе говорят, что россияне и китайцы, весьма вероятно, вели за закрытыми дверями переговоры, связанные с желанием Китая купить атомные подводные лодки и более современные надводные корабли, а также ускорить передачу новых технологий Народно-Освободительной Армии Китая, чтобы продолжать гонку вооружений с Тайванем, которого вооружают Соединенные Штаты. Тайвань в этой гонке проигрывает, ибо не в состоянии продолжать платить за новые системы оружия, которые ему необходимы для противодействия тем, которые Россия продает Китаю.
По оценке влиятельного Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ), в закончившееся в 2000 году десятилетие Китай импортировал из России вооружений на общую сумму 10,78 млрд. долл. США (в ценах 1990 года). Начиная с 1999 года, импорт оружия и военной техники из России резко увеличился. К 2000 году Китай стал крупнейшим в мире импортером оружия. В прошлом году он сохранил свои лидирующие позиции, оставаясь впереди Индии, Турции, Тайваня и Саудовской Аравии.
Сообщения в российской и западной прессе свидетельствуют, что Пекин израсходовал по меньшей мере 5,8 млрд. долл. на закупку или производство по лицензии истребителей-бомбардировщиков Су-27 и Су-30, 1 млрд. долл. - на закупку двух эскадренных миноносцев (ЭМ) типа "Современный" со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами, 1,5 млрд. долл. - на системы противовоздушной обороны (ПВО) и около 800 млн. долл. - на четыре модернизированные дизель-электрические подводные лодки (ПЛ) типа "Кило" (условное наименование НАТО - прим. пер.).
Следует принять в расчет также крупные поставки в Китай современных российских танков, артиллерийских систем, радиолокаторов и аппаратуры связи, ракет и вертолетов. Только в текущем году Китай заказал еще два ЭМ типа "Современный" общей стоимостью 1,4 млрд. долл. и еще восемь ПЛ типа "Кило" за 1,5 млрд. долл. Пекин также ведет переговоры о закупке дополнительно 40 истребителей-бомбардировщиков Су-30. Если судить по прежним заказам, они обойдутся Китаю в 1,8 млрд. долл.
Для России торговля оружием с Китаем также жизненно важна. "Наши вооруженные силы почти не заказывают подобных систем оружия, - жалуется Сергей Гончаров, министр-советник в посольстве России в Пекине. - Этот экспорт очень важен для промышленности в целом". Российский министр обороны Сергей Иванов, выступая 5 ноября перед российскими законодателями на Ближнем Востоке, откровенно признал, что "российский военно-промышленный комплекс (ВПК) удается сохранять только благодаря поставкам вооружения и техники в Китай".
Кое-кто в Китае интерпретирует рост торговли оружием как свидетельство того, что Россия доверяет Китаю. Однако некоторые утверждают, что Россия попросту не может себе позволить снабжать современным вооружением и техникой собственные вооруженные силы. Как свидетельство этого, они указывают на готовность России продавать Индии более современные образцы вооружений, чем сегодня поставляются Китаю.
Публично Пекин принижает важность импорта российского оружия, отмечая, что его доля в общем торговом обороте снижается. В прошлом году объем торговли между этими странами возрос до 10,7 млрд. долл. США, а в этом году должен вырасти еще на 20%.