Москва опьянена предстоящими рождественскими праздниками: повсюду искрящиеся и блестящие елки, из витрин нескончаемому потоку прохожих улыбаются Деды Морозы. На Тверской - улице с шикарными магазинами, ведущей к Красной площади, - пробка из дорогих машин, хозяева которых ищут место для парковки на дороге, имеющей восемь полос.
Еще 15 лет назад Рождество было в России праздником в целом неизвестным. Социалистическая страна отмечала раньше только Новый год, причем скромно: Дедушка Мороз приносил несколько скромных подарков. Между тем, теперь предстоящий праздник невозможно больше представить без предрождественских закупок по западному образцу. «Люди скупают все, как ненормальные, - смеется Ирина - продавщица из бутика "Gucci". - У нас, видимо, будет рекордный результат».
Большинство москвичей уходит из магазинов с сумками, полными покупок. У русских в этом году, в отличие от немцев, с деньгами посвободнее. Жаркий потребительский климат заставляет крупные западные торговые компании и торговые сети, такие, как "Ikea", "Metro" или "Spar" торопиться на Восток. В московском предместье Химки, где концерн "Ikea" добрых два года назад открыл мебельный магазин, в декабре по субботам в узких коридорах толкаются до 40 000 посетителей. Приходится постоянно на несколько минут закрывать входные двери, чтобы как-то разрядить обстановку.
«Страна неограниченных потребительских возможностей»
Покупатели штурмуют также крупнейший в России магазин продуктов питания, который год назад открыла в Москве французская компания "Auchan", специализирующаяся на гипермаркетах. «Люди вырывают у нас продукты из рук, - рассказывает одна служащая - персонал не успевает пополнять пустые полки».
Россия переживает опьянение от покупок, чего здесь до сих пор не бывало. «Это страна с неограниченными потребительскими возможностями», - шутит председатель Наблюдательного совета сети магазинов розничной торговли «Пятерочка» Виктор Беляков. Объемы розничной торговли растут темпами, которые выражаются двухзначными цифрами, расходы на частные потребительские товары составляли в 1999 году в пересчете 100 млрд. долларов США, в этом году они могут достичь 170 млрд. долларов.
У иностранных торговых концернов результаты были еще более впечатляющими. Так, концерн "Ikea" увеличил свой оборот со 100 млн. долларов США в 2000 году до, примерно, 220 млн. в 2002 году. «После террористических актов, совершенных 11-го сентября 2001 года, объемы наших продаж по всему миру сократились, за исключением России», - говорит руководитель российского отделения концерна "Ikea" Леннарт Дальгрин (Lennart Dahlgreen). В 2001 году мебельный магазин в Химках посетили 4,5 миллиона человек, это лучший показатель для филиалов "Ikea", работающих по всему миру. Шведский концерн строит в Москве уже свой третий гипермаркет. В гигантском комплексе будет 250 магазинов, десять ресторанов, кинотеатр и конькобежная дорожка. У "Ikea" уже есть планы строительства очередных одиннадцати магазинов в российской провинции.
Растущий спрос по всему ассортименту товаров
Немецкий концерн "Metro", представленный до сих пор в Москве двумя магазинами розничной торговли, намерен в следующем году открыть для конечных потребителей два магазина. Французский конкурент "Auchan" открывает 12-го декабря свой второй магазин.
«Для большинства международных концернов Россия стала приоритетом, - говорит вице-президент по вопросам Восточной Европы компании "Procter & Gamble", производящей моющие средства. - В настоящее время ни один другой рынок, насчитывающий 145 миллионов потребителей, не растет быстрее». Растущий спрос касается всего ассортимента товаров и продуктов, начиная от косметики и текстильных изделий и кончая пивом. «Фантастика, - восторгается глава российского отделения одного издательского дома. - Мы практически не можем найти спасения от желающих подать объявления». Оборот на рекламном рынке может вырасти в 2002 году на 50 процентов, достигнув 2,64 млрд. долларов США, что явится новым рекордом.
Экономическое положение на удивление стабильное, реальные доходы российских потребителей растут, только в первом полугодии 2002 года - на 7,7 процента. Конечно, средняя заработная плата, составляющая в пересчете 144 доллара США, еще очень низкая, но почти вся эта сумма расходуется на потребление. Большинство россиян платит за жилье мало, поскольку в ходе приватизации они смогли на выгодных условиях стать владельцами муниципальных квартир. Долгое время не существовало функционирующей банковской системы, поэтому практически никому не надо платить проценты и расплачиваться по кредитам. А поскольку доверие к банкам остается по-прежнему низким, крайне незначительной является склонность к накоплениям.
Новый средний класс в Москве
Новый средний класс появляется, прежде всего, в Москве, где 15 процентов жителей имеет доход в пределах 300- 2 000 долларов США. «Эти люди хотят все чаще иметь продукцию высокого качества, - говорит эксперт московского агентства "IRG" Александр Уточкин. - Они могут позволить себе чаще бывать в ресторанах». Каждый день открываются новые рестораны, где высококвалифицированные повара из Франции готовят для гостей-гурманов блюда на высшем уровне. Никого, видимо, не останавливают изрядно высокие цены, порядка 20 долларов США стоит одна только закуска.
Особенным спросом пользуются итальянские изделия из кожи. Модно пошитые куртки и пальто, конечно, мало помогут от холода зимой, однако дамы, которые могут себе позволить недопустимо дорогие вещи, часто ездят на лимузинах с подогревом сиденья.
Снова вернулся декаданс. Простые стриптиз-шоу или эротические представления больше не притягивают. В ночном клубе «Распутин» посетитель может дать рукам свободу: если ему хочется вымазать ночную танцовщицу сбитыми сливками, - он должен заплатить 50 долларов США. Более экономные посетители за 20 долларов США танцовщицу облизывают.
Рост имеет солидную финансовую основу
Экономика и торговля в Москве процветают не так, как в 1997 году, когда неплатежеспособность российского государства вызвала кризис рубля. Российская валюта обесценилась тогда на три четверти, сгорели накопления многих слоев населения. На этот раз рост имеет солидное финансовое основание: государственный бюджет уже третий год имеет профицит, золотые и валютные резервы Центрального банка выросли в пять раз, составив 50 миллиардов долларов США. «Наша проблема сегодня заключается не в недостатке валюты, как это было в 1998 году. У нас, скорее, нет рублей, так как государство строго контролирует денежную массу», шутит Михаил Ходорковский - глава нефтяного концерна «Юкос», самый богатый человек России с состоянием 7,5 млрд. долларов США.
Тем не менее, говорить о каком-то самостоятельном подъеме пока не приходится. Нынешний бум стимулировали, прежде всего, высокие цены на российскую нефть, идущую на экспорт. В 2002 году рост еще составит четыре процента, однако экономисты Кремля смотрят в будущее с озабоченностью: «Если нам не удастся сократить расходы на социальные нужды, темпы роста снизятся», - говорит экономический советник президента Владимира Путина Андрей Илларионов. Заместитель министра экономики Аркадий Дворкович предупреждает: «Если мы не будем продвигать структурную реформу, то через два-три года не исключается спад».
Экспортная маржа уменьшается
Предостерегающие сигналы поступают также и от компаний. Экспортная маржа в связи с ревальвацией рубля уменьшилась, ситуацию с заказами можно назвать лишь средней. До сих пор производители могли пользоваться мощностями, которые существовали еще в 1991 году и никогда не были загружены полностью. Теперь, чтобы выстоять на мировом рынке, они должны вкладывать деньги в новые технологии и в оборудование.
Большая часть необходимого для этого капитала должна поступить из зарубежья. По крайней мере, компания "A.T. Kearney" с похвалой отзывается об улучшении инвестиционного климата в России. В недавно опубликованном авторитетной консалтинговой фирмой сравнительном анализе привлекательности рынков для иностранных инвесторов Россия занимает достойное уважения 17-е место - сразу за Венгрией. Однако позитивная оценка не находит отражения в реальных инвестиционных потоках. Зачастую руководители российских концернов блокируют инвесторов, чтобы отделаться от иностранной конкуренции.
Большой потенциал розничной торговли
Восточноевропейский банк тоже порицает препоны для конкуренции и лишь медленную реструктуризацию предприятий: «Российские компании работают в основном в сфере торговли и оказания услуг, лишь немногие производят товары», - говорит главный экономист Уиллем Бьюитер (Willem Buiter). Тем не менее, крупные зарубежные торговые сети проявляют оптимизм. В 2001 году они инвестировали в общей сложности 757 млн. долларов США в новые супермаркеты, это, примерно, 30 процентов всех прямых инвестиций в России. В этом плане ничего не изменится и в текущем году. «Москва потенциально крупнейший и наиболее концентрированный рынок в Европе, в столице с ее предместьями проживает двенадцать миллионов человек», - поясняет эксперт московской компании "Renaissance Capital Group". В 2001 году оборот розничной торговли в Москве составил 35 миллиардов долларов США, а в этом году он должен увеличиться на 25 процентов.
Потенциал, таким образом, далеко не исчерпан. Если потребитель в США расходует на товары компании "Procter & Gamble" в год 77 долларов, то россияне - только 3 доллара. «Здесь у нас еще много работы», - говорит менеджер Рикарди (Riccardi). После рождественского похмелья в Москве они могут несколько приблизиться к своей цели.