Вчера Вашингтон предложил Москве совместными усилиями создавать вызвавший столько полемики противоракетный щит. В России бесконечное количество раз проклинали этот проект Соединенных Штатов, но в будущем он может превратиться в штандарт военного альянса, объединяющего два государства.
Посол Соединенных Штатов в Москве Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) объявил об этом намерении Вашингтона в самый разгар иракского и северо-корейского кризиса, стараясь привлечь на сторону Белого Дома традиционного союзника этих стран-изгоев - Кремль.
В интервью агентству «Интерфакс» посол заявил: «Когда речь заходит об опасности, угрожающей и России и Соединенным Штатам, в наших интересах сотрудничать в области создания системы противоракетной обороны, которая защитит как россиян, так и американцев».
Подобное предложение вызвало в Кремле удивление: Москва вплоть до последнего времени критиковала Вашингтон за выход из международного договора по ПРО, запрещавшего развертывать систему противоракетной обороны такого типа, который Россия не в состоянии самостоятельно профинансировать.
На вопрос о том, должна ли будет российская сторона принимать участие в уже существующей системе противоракетной обороны, разворачиваемой США, или речь идет о создании наднационального противоядерного щита, Вершбоу дал категоричный ответ: «И то, и другое. С нашей точки зрения никаких пределов не существует».
По словам посла, идет лишь начальный - прежде всего в технологическом плане - этап работы над созданием щита, и потому «существует много возможностей для совместной работы над строительством будущей системы».
Вершбоу пояснил, что российская сторона может взять на себя создание оборудования по оповещению о возможном ракетном ударе, устройств для перехвата снарядов и производство самих перехватчиков.
Вплоть до подписания в Москве в мае прошлого года договора о сокращении стратегического вооружения создание американцами «противоракетного щита» было наиболее болезненной темой в отношениях между двумя странами.
Кремль начал опасаться стратегического превосходства Соединенных Штатов и даже пригрозил американцам «асимметричным» ответом: снабдить ядерными боеголовками имеющиеся в распоряжении России стратегические ракеты.
Но российские угрозы не заставили Буша отступить, и в конце 2001 года он объявил о выходе из договора по ПРО, подписанного в 1972 году. После заключения в мае 2002 года договора о сокращении стратегического вооружения, в три раза сократившего ядерные арсеналы обеих стран, Россия несколько ослабила свое непримиримое отношение к американскому противоракетному щиту, но по-прежнему продолжала выступать с критикой в адрес Штатов.
17 декабря прошлого года министр иностранных дел России выступил с заявлением, в котором с сожалением говорил о «намерениях Соединенных Штатов создать так называемую глобальную систему противоракетной обороны». За день до этого Буш объявил о начале в 2004 году развертывания национальной системы противоракетной обороны, рассчитанной на баллистические ракеты большой дальности. Кремль в свою очередь заявил, что «отход от принципов договора по ПРО приведет к ослаблению стратегической стабильности», даст толчок к развязыванию гонки вооружений и направит в другое русло средства, которые должны были бы пойти на борьбу с международным терроризмом.
«Понимаю, что российские военные могут со скептицизмом отнестись к серьезности намерений американской стороны. Именно поэтому мне хотелось бы, чтобы российские военные прочли это интервью и поняли, что мы говорим серьезно», - сказал Вершбоу.
Но эксперты в российских военных кругах убеждены, что вчерашнее предложение США связано с намерением Вашингтона напасть на Ирак и необходимостью несколько затушевать нежелание России согласиться с проведением подобной операции. К предложению о совместном участии в создании противоракетного щита стоит прибавить еще и заявление, также сделанное Вершбоу, но на прошлой неделе. По словам американского посла, российская нефть может стать альтернативой поставкам черного золота в Соединенные Штаты из стран Персидского залива.
Вчера посол США в Москве дал понять, что подобные заманчивые предложения могут уже приносить свои плоды: «Хотя нам и не удалось достигнуть полного взаимопонимания, но мы смогли найти точки совпадения в отношении» к иракской проблеме.
Вершбоу заявил: «С каждым разом мы все чаще признаем, что наши интересы совпадают, и что на международной арене мы защищаем одни и те же ценности. Для меня это повод сделать оптимистичный вывод, что 2003 год будет даже лучше 2002».