Западные инвесторы все еще обмениваются друг с другом ужасными историями о своем опыте ведения дел в России в 1990-х годах. Они называют ее Диким Востоком. Как и мифическая "граница" в голливудских вестернах, территория России усыпана выцветшими на солнце костями бизнесменов-неудачников.
Для многих на Западе Россия остается дикой и по сей день. Однако значение этих слов изменилось после того, как иностранные инвестиции ушли из России, а обесцененный рубль превратил импортные товары в непозволительную роскошь.
Многие российские компании с выгодой использовали сложившуюся ситуацию, сделав первые неуверенные шаги по направлению к свободному рынку. Результатом стал взрывной рост новой экономики, где под "новой экономикой" подразумевается российский капитализм.
Одной из таких успешных компаний стал "Вимм-Билль-Данн", московский производитель молочных продуктов и фруктовых напитков, который с ничтожных прибылей в 1992 году вырос в 2001 году до ежегодного объема продаж в 650 миллионов долларов США.
В самом начале было мало признаков того, что "Вимм-Билль-Данн", получивший свое название от известного английского теннисного турнира в Уимблдоне, станет лидером российской пищевой промышленности.
Он не располагал собственным оборудованием и арендовал одну-единственную производственную линию на московском молочном заводе. Во времена Советского Союза соки продавались в неудобных трехлитровых стеклянных банках, которые невозможно было закрыть после открытия.
Тем временем в начале 1990-х годов большое количество других производителей соков, в том числе "Coca-Cola" и гигант французской пищевой промышленности "Danone", стремились продавать свою продукцию на новом российском рынке.
"Вимм-Билль-Данн", единственная российская торговая марка, смотрелась бедным родственником на фоне ярко упакованных продуктов из Израиля, Турции, Польши и других стран.
Ситуация изменилась, когда в августе 1998 года Россия объявила о дефолте и наступил финансовый кризис. Рубль обесценился на две трети от своей прежней стоимости. За одну ночь импортные товары стали слишком дорогими для внезапно обедневших россиян.
Беда одной компании становится шансом для другой. И так получилось, что российский производитель, никогда прежде не занимавший лидирующего положения, а именно компания "Вимм-Билль-Данн", оказался в нужном месте в нужное время - и его продажи выросли.
С того времени компания пережила период активного расширения, купив и построив 14 предприятий по производству упаковки и выпуску молочных продуктов.
Сейчас "Вимм-Билль-Данн" владеет 450 линиями по производству различных продуктов. Чувствуя в нем конкурента, концерн "Danone" в феврале 2002 на открытых торгах приобрел 4 процента акций "Вимм-Билль-Данна" за 33 миллиона долларов США.
"Вимм-Билль-Данн" не смог полностью избавиться от имиджа представителя "Дикого Востока". Некоторые из его директоров связаны с "Trinity Holdings", холдингом, занимающимся неясным бизнесом, который, по информации еженедельника "The Russia Journal", считается лицом организованной преступности. Крупнейший акционер "Вимм-Билль-Данна" в советское время провел определенный срок в тюрьме за совершение преступления, связанного с насилием над личностью.
Сообщается, что "Danone" также стремится получить место в совете директоров российской компании.
"Вимм-Билль-Данн" никоим образом не является уникальной компанией в России, несмотря на вызывающие различные вопросы связи или быстрый рост и показательный успех.
Наоборот, ее пример является довольно типичным. Можно привести множество примеров иных удачливых компаний, начиная от оператора сотовой связи "Билайн" до быстро растущей сети создаваемых по западному образцу аптек "36,6".
Сейчас, в период замедления роста экономик стран Запада, Россия представляет западным компаниям возможности для расширения деятельности.
Как видно из примера концерна "Danone", европейские и азиатские многонациональные компании начинают осознавать ее потенциал. Однако американские компании пока отстают. Руководители фирм из США продолжают с подозрением относиться к России, воспринимая ее в первую очередь как поставщика природных ресурсов.
Несмотря на подбадривания администрации Буша, не многие американские нефтяные компании хотят сотрудничать с Россией. Невзирая на большие перспективы в будущем, частные американские компании настаивают на лучшей защите своих инвестиций, и, судя по всему, ожидают, пока Россия примет необходимое законодательство, разрешающее распределение продукции.
Они конечно правы: в сфере природных ресурсов еще очень мало прозрачности, законодательная база очень шаткая, а среди руководителей отрасли встречается множество нелицеприятных персонажей.
Однако на огромном растущем рынке России можно получать прибыль самым неожиданным образом. Партнерство с удачливыми местными предприятиями может предоставить западным фирмам стимул для роста в то время, когда подобные возможности отсутствуют на Западе.