Даже в несекретной и "подчищенной" версии последнего доклада американскому конгрессу директора Центрального разведывательного управления США рисуется мрачная картина страдающей от безденежья России, которая продает таким странам, как Иран, технологии "двойного предназначения", могущие применяться для производства оружия массового поражения и средств его доставки к целям.
Угроза со стороны Китая
В октябре 1997 года Китай обещал Соединенным Штатам, что прекратит сотрудничество с Ираном в ядерной области и, в частности, перестанет поставлять ему оборудование для переработки урана. Однако в докладе отмечается, что некоторые соглашения между китайскими и иранскими ведомствами могут противоречить обязательствам Пекина перед Соединенными Штатами. Китайцы, кроме того, поставляют в Иран оборудование "двойного предназначения", которое может использоваться также для производства химического оружия.
Иран по-прежнему активен
"Иран активно осуществляет программы разработки и производства собственного оружия массового поражения (ОМП) - ядерного, химического и биологического - а также средств его доставки к целям, не говоря уже об усовершенствованных обычных вооружениях. С этой целью он фокусирует внимание на ведомствах в России, Китае, Северной Корее и в странах Европы. Соединенные Штаты убеждены в том, что Иран тайно осуществляет программу разработки ядерного оружия. Он также стремится приобрести заграницей технологии производства химического оружия, в том числе боевых отравляющих веществ (ОВ) нервно-паралитического действия.
Иран, согласно прогнозу, вскоре станет третьим по важности, после Китая и Индии, военным заказчиком России.
Судя по докладу, Иран далеко обошел главного объявленного врага Соединенных Штатов - Ирак - во всех категориях ОМП. Ирак не может производить ядерные боеприпасы ввиду того, что у него нет источника получения в достаточных количествах делящихся материалов. В докладе снова говорится и о том, что Ирак, возможно, со времен войны в Персидском заливе утаил от международных инспекторов около 6000 боеприпасов в химическом снаряжении. Не исключено, что он снова производит химическое оружие.
Подробные сведения по России
Некоторые из наиболее сильных обвинений адресованы России. В докладе отмечается, в частности, что:
- президент Владимир Путин в мае 2000 года изменил содержание президентского указа об экспорте ядерных материалов и технологий, чтобы позволить России экспортировать ядерные материалы, технологии и оборудование в страны, не отвечающие в полном объеме требованиям к ядерной безопасности, сформулированным Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ);
- Российские ведомства продолжают поставлять компоненты и оборудование, имеющие отношение к баллистическим ракетам, а также делиться техническим ноу-хау с такими странами, как Иран, Индия и Китай;
- В период 2001 года российские ведомства оставались одним из наиболее важных источников снабжения Ирана биотехнологиями "двойного предназначения", химическими веществами, производственными технологиями и оборудованием.
Рекомендация: Для того чтобы сократить утечку и распространение ОМП, материалов, имеющих отношение к ракетному оружию, и соответственного опыта, высшим чиновникам следует прилагать непрерывные усилия, чтобы убедить экспортные ведомства - равно как и чиновников, осуществляющих за ними надзор - что нераспространение имеет первоочередной приоритет, и что те, кто нарушает закон, будут преследоваться в судебном порядке.
Ядерное оружие Северной Кореи
"Северная Корея, по всей вероятности, произвела достаточно плутония для одной, по меньшей мере, а возможно, для двух ядерных боеприпасов. В отработанных тепловыделяющих элементах (ТВЭЛ'ах), отравленных в складское хранение в соответствии с "согласованной основой" (американо-северокорейских отношений - прим. пер.) от 1994 года, содержится достаточно плутония для производства еще нескольких ядерных боеприпасов", - сказано в докладе.
Сирия
В докладе сказано, что Дамаск уже накопил запасы ОВ нервно-паралитического действия зарин, но сегодня пытается создать более токсичные и стойкие ОВ нервно-паралитического действия.