Вчера Россия обвинила чеченских боевиков в подготовке новых терактов в Москве. Кроме того, российские власти утверждают, что сепаратисты производят токсические препараты, потому как существуют подозрения, что арестованная в Лондоне за хранение рицина группа алжирцев поддерживала связи с чеченцами.
Представители ФСБ заявили, что чеченский полевой командир Шамиль Басаев, на которого возлагается ответственность за проведение операции по захвату заложников в московском ДК на Дубровке, готовится к совершению в Москве новых терактов.
На заседании в столичной мэрии руководитель управления ФСБ по Москве и Московской области Виктор Захаров сообщил, что была принята жесткая антитеррористическая программа, включающая в себя многочисленные меры безопасности, обязательные для соблюдения на стратегически важных объектах и в общественных местах, и строжайший контроль за въезжающими в столицу иногородними.
Руководитель московского управления ФСБ подтвердил, что за последние несколько месяцев чеченцы удвоили усилия, цель которых проникнуть в столицу и соседние населенные пункты.
Кроме того, Захаров заявил, что ФСБ смогла установить, «по меньшей мере» двадцать весьма серьезных указаний на возможное совершение терактов в государственных учреждениях, торговых центрах и в местах большого скопления народа: рынках, железнодорожных вокзалах и аэропортах.
Захаров настоял на включении 162 станций московского метро, которым ежедневно пользуется девять миллионов человек, в список объектов усиленного контроля, потому как этот вид общественного транспорта является одной из самых уязвимых целей возможных террористических операций.
Кремль, относящийся к войне в Чечне как к одному из звеньев международной антитеррористической кампании, воспользовался терактом на Дубровке, чтобы отказаться от ведения любых переговоров с сепаратистами, которых Москва связывает с действующими по всему миру экстремистами.
Следы рицина
Москва не преминула воспользоваться разразившимся в Великобритании скандалом, связанным с арестом нескольких алжирцев, в лондонской квартире которых были обнаружены следы рицина. Российские власти заявили, что и в этом деле также замешаны чеченские боевики.
Пресс-секретарь Кремля Сергей Ястржембский в понедельник сообщил, что российскими спецподразделениями несколько дней назад была уничтожена группа чеченских боевиков, один из которых при себе имел «инструкции по изготовлению в домашних условиях отравляющих веществ, в том числе и рицина».
Вчера министр обороны Сергей Иванов напомнил о сделанном Ястржембским заявлении и обвинил чеченцев в стремлении завладеть токсическим оружием для совершения «чудовищных преступлений» не только в Чечне и на остальной территории Российской Федерации, но и «в любой другой стране, в том числе и в Европе».
В ответ на подобные обвинения чеченцы опубликовали жесткий комментарий на своем официальном сайте www.chechenpress.com, в котором говорилось о «пропагандистской утке» Кремля и «удачной находке» ФСБ. Упомянув, что рицин был создан в секретных лабораториях КГБ, чеченцы обвинили органы госбезопасности в том, что обнаружение ядовитого вещества было подстроено.
Это вещество, для которого нет противоядий, считается очень ядовитым. Получают рицин из семян клещевины, а симптомами отравления рицином является тошнота, понос и высокая температура. Но это яд индивидуального использования, который не подходит для массового применения.
В 1978 году сотрудники КГБ использовали рицин для убийства болгарского диссидента Георгия Маркова: его укололи зонтиком, кончик которого был отравлен рицином.
Российские СМИ, ссылаясь на западные источники, сообщили, что некоторые из задержанных в Лондоне алжирцев могли проходить подготовку в Чечне или Панкисском ущелье в Грузии, где скрываются группы чеченских боевиков.
Однако некоторые другие издания, например «Грани.ру», со скептицизмом отнеслись к подобным заявлениям: по мнению авторов «рициновое наступление против боевиков», которое ведут Иванов и Ястржембский, объясняется «экстренной для Кремля необходимостью найти «чеченский след» в деле алжирских химиков».