В настоящее время критики возможной войны против Ирака вносят путаницу, связанную с двумя вещами: международным правом и действиями на многосторонней основе. Односторонние военные действия США без однозначного одобрения их со стороны ООН путем принятия второй резолюции, аргументируют они, нарушают международное право и являются первым шагом на пути «к иному правовому порядку».
Это обвинение неверно. Конечно, можно, как это делает Франция, считать, что резолюция ООН 1441 не дает основания для нанесения военного удара, хотя она и грозит Ираку войной. Но можно, как США, обратиться к другой точке зрения. Даже правительство Германии, которое выступает решительно против войны, видит в резолюции 1441, по меньшей мере, косвенное разрешение на нанесение военного удара в случае, если Ирак нарушит решения ООН.
Решающим моментом при этом является то, что правы обе стороны. Резолюция 1441 была сформулирована из политических соображений сознательно широко. Будь документ сформулирован чуточку больше или меньше в интересах той или другой стороны, он не получил бы большинства в Совете безопасности. То есть тот, кто обвиняет США, что те своей интерпретацией искажают международное право, должен отнести это, соблюдая справедливость, также и на счет противников войны.
Таким образом, юридический спор теряет свое значение. Линия американцев убедительна: резолюция ООН 1441 допускает принятие второй резолюции, но не навязывает ее принятия. Если Париж и Москва делают вид, что это для них совершенно внове, то они спали, голосуя в Совете безопасности за резолюцию.
Законный спорный момент вызывает все же вопрос, когда следует считать, что Ирак грубо нарушил резолюцию 1441. Тот, кто однако, думает, что это может произойти тогда, когда инспекторы найдут запрещенное оружие, должен ориентироваться на точку зрения главного инспектора ООН Ханса Бликса (Hans Blix). Он считает, что доказывать должен Багдад и требует с его стороны активного сотрудничества и предъявления доказательств разоружения. Перекладывание бремени доказывать может показаться странным. Оно ведь является процессом, определенным ООН, и должно быть мерилом при принятии решения относительно войны и мира.
Остается спор относительно действий на многосторонней основе. Он крутится вокруг вопроса, должны ли США начинать военные действия против Ирака, если против этого выступает большая часть остального мира. Многие государства считают, что односторонние действия американцев лишены всякой легитимности. Напротив, по мнению администрации США, решающим является то, какой в конечном итоге окажется политическая цена.