Международное соглашение о защите окружающей среды вступит в силу только тогда, когда Россия ратифицирует Киотский протокол.
Прошло ровно пять месяцев с тех пор, как премьер-министр России Михаил Касьянов пообещал на ассамблее ООН в Йоханнесбурге продолжить развитие процесса. Россия, по его словам, ратифицирует Киотский протокол «в самом ближайшем будущем».
Своим заявлением от 3-го сентября Касьянов порадовал защитников природы всего мира: подписанное в декабре 1997 года Киотское соглашение по сокращению выбросов в атмосферу двуокиси углерода может вступить в силу только после того, как окончательное согласие даст Россия. Москве эта ключевая роль отводится с того момента, как США - крупнейший загрязнитель воздуха - в 2001 году отказались ратифицировать документ. Однако тот, кто надеялся, что Россия поставит свою подпись под документом, по крайней мере, к исходу 2002 года, снова просчитался.
И в новом году ратификация в лучшем случае может состояться не ранее, чем через несколько месяцев. «Мы, депутаты, не можем ничего сделать, чтобы ускорить вступление в силу Киотского протокола, - говорит заместитель председателя Комитета по экологии Государственной Думы, нижней палаты российского парламента, Александр Косариков. - Сначала правительство должно внести на рассмотрение парламента необходимые документы. Этого пока не произошло».
Этого не произойдет и в ближайшие дни. То, что Москва не спешит с ратификацией Киотского протокола, имеет под собой простую причину: для правительства речь идет не о климате, а о деньгах. Россия собирается продать свою долю на загрязнение другим странам.
Когда в конце ноября 2002 года прошла презентация «Национального доклада по проблемам изменения климата», то оказалось, что ответственным за его подготовку было не Министерство природных ресурсов - правопреемник деградировавшего Министерства по защите окружающей среды, - а Министерство экономики.
В докладе, несмотря на наличие в России многочисленных экологических угроз, говорится, прежде всего, о возможной выгоде. Россия, как пишут авторы документа, должна быть «заинтересована в развитии идеологии экономической компенсации за услуги в области окружающей среды». В качестве покупателя российских прав на загрязнение, рассматривается, например, Япония.
Но подобные сделки бледнеют на фоне масштабного партнерства в области энергетики с США. 17-го января глава делегации на переговорах, связанных с политикой России в области климата Александр Бедрицкий, провел совместную пресс-конференцию с высокопоставленным дипломатом из Министерства иностранных дел США Харланом Уотсоном (Harlan Watson), который является руководителем делегации на переговорах по вопросам климата от США. Москва и Вашингтон намерены разработать «в вопросе изменения климата совместную стратегию». Администрацию США, как известно, не очень-то волнует вопрос сохранения климата.
Если все же дело до российско-американской блокады Киотского протокола не дойдет, и если обе палаты парламента ратифицируют после представления необходимые документы, то президент Путин мог бы своей подписью помочь вступить ему в силу еще до летних политических каникул в России.