Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
России есть что терять в Ираке

Москва решает, что важнее: нефтяные прибыли и долги Ирака или взаимоотношения с Вашингтоном

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В заголовках статей об Ираке говорится об оружии массового уничтожения, дипломатической борьбе в Организации Объединенных Наций, инспекциях и вероятности проведения американцами военной акции. Однако в них практически не упоминаются огромные запасы нефти в Ираке и миллиарды долларов прибыли, которые можно из них извлечь. Пожалуй, ни одно другое государство, кроме самого Ирака, не делает таких ставок на будущее Ирака и его нефтяных запасов, как Россия.

В заголовках статей об Ираке говорится об оружии массового уничтожения, дипломатической борьбе в Организации Объединенных Наций, инспекциях и вероятности проведения американцами военной акции. Однако в них практически не упоминаются огромные запасы нефти в Ираке и миллиарды долларов прибыли, которые можно из них извлечь. Пожалуй, ни одно другое государство, кроме самого Ирака, не делает таких ставок на будущее Ирака и его нефтяных запасов, как Россия.

Россия уже активно вовлечена в нефтяную промышленность Ирака. В рамках программы ООН "нефть за продовольствие", принятой в 1996 году, российские компании продали Ираку товаров на сумму более 4 миллиардов долларов, а через российские предприятия проходит 40 процентов иракской нефти, продаваемой в рамках программы. Кроме того, Россией подписаны контракты на миллиарды долларов, которые должны вступить в силу после отмены санкций ООН.

Хотя Россия уже и является вторым крупнейшим в мире производителем нефти, она намеревается получить значительные доходы от сделок с Ираком. "Наши интересы в Ираке очень велики, так как они в перспективе предоставляют России возможность стать нефтяной сверхдержавой", - говорит заместитель директора института США и Канады РАН Виктор Кременюк.

Москва пытается сохранить прибыли от продажи иракской нефти и другие экономические интересы в Ираке, не причиняя при этом ущерб своим отношениям с Соединенными Штатами. Для этого в Вашингтон и Багдад направляются многочисленные дипломатические миссии. На этой неделе бывший министр иностранных дел Евгений Примаков посетил Ирак с конфиденциальным визитом, который позднее был назван попыткой уговорить Багдад сотрудничать с военными инспекторами ООН для того, чтобы избежать войны. В то же самое время сообщалось, что министр энергетики Игорь Юсуфов планирует поездку в Ирак в надежде до начала конфликта обеспечить России выгодные права на разработку иракских нефтяных месторождений.

Недавно Россия потерпела некоторое поражение в своей борьбе за право разработки иракских нефтяных месторождений. Ирак разорвал один из самых прибыльных контрактов с крупнейшей российской нефтяной компанией "Лукойл". Иракская сторона объявила, что сделка расторгнута из-за того, что Россия не начала разработку месторождений, как то предписывали условия контракта. "Лукойл" заявляет, что он не делал этого из-за запрета, введенного режимом санкций, и планирует опротестовать решение в международном арбитражном суде.

Речь идет о судьбе богатейшего месторождения Западная Курна, чьи запасы оцениваются в 2,4 миллиарда баррелей нефти - что равно одной шестой контролируемых "Лукойлом" объемов российской нефти. Наблюдатели считают, что Ирак пошел на данный шаг для того, чтобы Россия поняла, что ее финансовые интересы в Ираке связаны с политической поддержкой нынешнего режима.

Однако российское политическое руководство ясно понимает, что стоит на кону. Ведущий российский парламентарий Борис Немцов написал в статье, опубликованной в английской газете "The Financial Times", что заключенные российскими компаниями контракты могут приносить 600 миллионов долларов прибыли в год.

Если Россия будет отодвинута в сторону от иракской нефти, то ее место тотчас будут готовы занять десятки нефтяных концернов со всего мира.

В более отдаленной перспективе Россию также волнует вопрос о том, как перемены в Ираке повлияют на мировой нефтяной рынок. Смогут ли смена режима и новые инвестиции, которые поступят после отмены санкций, значительно увеличить количество нефти, добываемой хромающей нефтяной промышленностью Ирака? Если да, не приведет ли это к падению мировых цен на нефть?

Кроме нефти Россия имеет и другие интересы в Ираке: правительство Саддама Хусейна (Saddam Hussein) должно ей около 8 миллиардов долларов еще с советских времен. Москва опасается, что эти деньги никогда не будут возвращены в случае смены режима, считают некоторые эксперты.

Однако насколько далеко готов пойти президент России Владимир Путин, чтобы сохранить экономические позиции своей страны в Ираке? Он неоднократно заявлял, что он выступает за продолжение инспекций, и не видит необходимости в принятии новой резолюции, разрешающей применение силы в Ираке. В интервью, данном ранее в этом месяце французскому телевидению, он также отметил, что деньги не изменят позиции России. "Мы не руководствуемся сиюминутными выгодами, конъюнктурой или какими-либо эмоциями. Мы не собираемся, как на восточном базаре, торговаться, продавая нашу позицию в обмен на какие-то экономические выгоды", - заявил Владимир Путин.

Российские официальные лица всегда отмечали, что на кону в иракском вопросе стоит нечто большее, чем просто значительные экономические интересы. Они говорили о важности сохранения решающей роли Совета Безопасности ООН, в котором Россия, как постоянный член, имеет право вето. Если Соединенные Штаты и их союзники обойдут Совет Безопасности, в будущем это может маргинализировать влияние России на международной арене.

Однако, помимо всего прочего, Россия не хочет вступать в противостояние с Соединенными Штатами. Между президентами Бушем и Путиным, судя по всему, завязалась настоящая дружба, а американо-российские отношения отмечены действительным сотрудничеством в нескольких областях, в том числе и во всемирной борьбе против международного терроризма.

И, несмотря на призывы к продлению инспекций и к дипломатическому урегулированию иракского кризиса, г-н Путин оставил себе пространство для маневра, заявив в интервью французскому телевидению: "Если мы вместе с другими членами Совета Безопасности ООН увидим, что ситуация требует изменения, ужесточения нашей позиции, мы будем корпоративно работать со всеми нашими коллегами в Совете Безопасности ООН".

Поэтому, хотя нефть и экономические интересы, несомненно, важны для Кремля, они могут отойти на второй план в политических расчетах г-на Путина в отношении Ирака.

Сейчас, к исходу этой недели Москва, судя по всему, склоняется к тому, чтобы воздержаться от голосования по резолюции, и не применять свое право вето как постоянного члена Совета Безопасности - стремясь одновременно сохранить хорошие дипломатические отношения с Вашингтоном, и не потерять экономические выгоды от взаимоотношений с Багдадом.