В прошедшую субботу редакция журнала «Republica moderna» пригласила меня принять участие в большом коллоквиуме на тему «Станет ли XXI-ый век веком Соединенных Штатов», проходившем во французском Сенате. На встрече собрались не только представители парижской элиты - Режи Дебре (Regis Debrey), Сами Наир (Sami Nair) и Юбер Ведрин (Hubert Vedrine) - но и такие авторитетные экономисты, как Иммануил Валлерстайн (Immanuel Wallerstein), политические руководители, как Фаусто Бертинотти (Fausto Bertinotti) и Жан-Пьер Шеванман (Jean-Pierre Chevenment). Кроме того, в обсуждении этого актуального вопроса принимали участие и известные фигуры международной политической арены: бывший министр Израиля Шломо Бен Ами (Shlomo Ben Ami), бывший советник президента Клинтона (Clinton) - Роберт Мэлли (Robert Malley) - и бывший министр иностранных дел Испании Фернандо Моран (Fernando Moran).
Разумеется, дискуссия свелась к обсуждению неминуемой войны против Ирака. Насколько законна будет эта война? Каковы ее истинные причины? Какие конкретно цели преследует администрация Буша (Bush)? Какова вероятность того, что Франция и Германия смогут предотвратить военный конфликт?
Все без исключения участники коллоквиума согласились, что война кажется неизбежной. Какой бы ни была резолюция Совета Безопасности ООН, и даже в том случае, если Франция и Россия используют свое право вето - война все равно начнется.
Видные политические и общественные деятели, принимавшие участие в обсуждении вопроса о нашем будущем, согласились и с тем, что официальные аргументы для начала войны выглядят неубедительно. Во время своего выступления на Генеральной Ассамблее ООН 12 сентября 2002 года президент Буш указал четыре основные причины, из-за которых Штаты собираются вступить в войну:
1) Багдад не выполнил 16 резолюций Совета Безопасности ООН;
2) Правящий режим Ирака имеет оружие массового поражения;
3) Правящий режим Ирака нарушает права человека;
4) Правящий режим Ирака поддерживает отношения с террористическими организациями.
На парижском коллоквиуме говорилось и о том, что после событий 11 сентября президент Буш окружил себя камарильей идеологов, одержимых идеями религиозного фундаментализма и одновременно с этим придерживаются крайне правых взглядов. После тех драматичных нападений окружение президента, - в которое входят вице-президент Ричард Чейни (Richard Cheney), министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsefeld), советница Буша Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), а также Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz), Даниэл Перл (Daniel Perle) и Карл Роув (Karl Rove) - получило огромное влияние на президента. И именно эта команда разработала план нападения на Ирак, преследуя следующие цели:
1) Дать конкретный ответ на нападение, совершенное 11 сентября. Хотя нет ни малейших доказательств связи между Саддамом Хусейном (Sadam Husein) и Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden), общественное мнение требует отомстить виновникам: 70% американцев твердо уверены, что Багдад так или иначе участвовал в тех нападениях и потому война с Ираком удовлетворит их жажду мести.
2) Взять в свои руки контроль над регионом Персидского залива, где находятся две трети всех известных нефтяных месторождений - основа основ экономического процветания развитых стран. Нападение на Ирак может стать предвестником еще одной войны, но уже с Ираном. Цель этого будущего нападения все та же: нефтяные интересы Штатов, распространившиеся теперь уже и в зоне Каспийского моря-
3) Установить демократическое правление в Ираке с целью распространения этого политического режима на все страны Ближнего Востока. В подобный аргумент верится с большим трудом, если вспомнить, что Соединенные Штаты стали крестным отцом одних из самых худших диктатур региона - Египта и Саудовской Аравии - и никогда ничего не делали для установления демократических режимов правления.
4) Защитить Израиль от маловероятного нападения со стороны Ирака и сделать все для укрепления положения израильского государства в регионе, полагая, что палестинская проблема Ближнего Востока решится гораздо быстрее, если вся зона будет находиться под военным контролем Вашингтона.
На проходившей в Париже встрече обсуждалась и сегодняшняя позиция Испании. Собравшиеся пришли к мнению, что лакейское служение президента Аснара (Aznar) Соединенным Штатам преследует две основные цели. Одна из них: заручиться поддержкой Вашингтона, попасть с его помощью в «Большую семерку» и, наконец, вновь занять свое место среди сильных мира сего. Вторая причина выглядит несколько неожиданно: получить от Соединенных Штатов карт-бланш на участие в судьбе Кубы после ухода Фиделя Кастро (Fidel Castro)-