Министр обороны США Дональд Рамсфелд думает, что оценить стоимость войны в Ираке очень трудно. Но как правительственные, так и независимые аналитики все же пытаются сделать такую оценку. Globalist Paper приводит расчеты Энн Ричард, бывшего правительственного бюджетного экономиста.
A. Сама война
От 50 до 95 миллиардов (в случае «блицкрига»)
Бюджетные структуры Конгресса и эксперты администрации оценивают сумму расходов на «короткую» войну в $50 млрд. В том числе отправка войск и оборудования в регион - $14 миллиардов, первый месяц боев - около $10 миллиардов и по $8 миллиардов - каждый следующий. Еще $9 миллиардов понадобятся на возвращение войск домой по окончании боевых действий.
Однако Минфин США, по некоторым сведениям, называет цифры в 60-95 миллиардов долларов.
Совершенно очевидно, что если война по каким-либо причинам, продлится более нескольких месяцев, стоимость ее превысит эти суммы.
B. Выплаты союзникам
От 6 до 26 миллиардов.
Перед началом войны США не удалось собрать вокруг себя «коалицию доброй воли», как хотелось бы администрации Буша. С другой стороны, в наше время альянс с США, похоже становится синонимом обещания материальной поддержки. Вот страны, которые могут на нее рассчитывать:
1. Турция. Пока - ноль. Но администрация обсуждала 6-миллиардный грант и еще несколько миллиардов в качестве займа в обмен на разрешение использовать турецкие военные до того, как парламент Турции высказался против вовлечения страны в войну.
2. Ближневосточные союзники. Администрация Буша, очевидно, предоставит большую экономическую и военную помощь Израилю, Иордании и Египту за их поддержку боевых действий.
3. Ангола, Гвинея и Камерун. До того, как голосование в Совбезе провалилось, было много разговоров о том, чтобы попросить поддержки у ключевых голосующих стран. Сейчас администрация может признать необходимым "подмазать» государства, которые присоединились к антииракской коалиции. C. Неотложные гуманитарные нужды
10-30 миллиардов долларов.
Заброска и складирование продовольствия и медикаментов в ожидании наплыва беженцев производятся американским правительством согласованно с ООН и неправительственными организациями (НПО). 60 профессиональных спасателей переброшены для работы в Кувейт, Турцию, Иорданию и Катар. Запасы предметов первой необходимости включают 3 миллиона дневных продовольственных пайков, одеяла, канистры с водой и лекарства.
Представители ведущих американских и британских гуманитарных НПО, однако, считают, что для обеспечения выживания сотен тысяч беженцев и вынужденных переселенцев делается недостаточно.
1. Продовольствие. Многие иракцы зависят сейчас от пайков, которые получают по программе «Нефть в обмен на продовольствие». В последние месяцы рацион увеличился. Тем не менее, после начала вторжения может экстренно понадобиться еда, если будут нарушены местная инфраструктура распределения.
2. Помощь беженцам. Оценки числа предполагаемых беженцев разнятся от 500 тысяч до 2 миллионов. Верховный комиссар ООН по беженцам (UNHCR) рассчитывает на 900 тысяч. Помимо этого ожидается большое количество вынужденных переселенцев в самом Ираке.
3. Угрозы здоровью и окружающей среде. Военный аналитик Майкл О'Хэнлон делает такой прогноз по убитым:
американские войска: от 100 до 5000 (раненых в 3-4 раза больше);
иракские войска: от 2000 до 50000;
гражданское население: десятки тысяч;
Главная опасность в том, что иракские лидеры применят оружие массового поражения против иракского или других народов. Гуманитарные организации не обладают навыками и оборудованием для обеззараживания большого количества людей, подвергшихся химической или биологической атаке.
Кроме того, есть опасение, что иракцы заминировали нефтяные скважины, и они начнут пылать факелами - как нефтяные поля в Кувейте десять лет назад. По худшему сценарию военным придется столкнуться с крупной экологической и медицинской катастрофой.
4. Роль военных в оказании гуманитарной помощи. Администрация США рассчитывает на ООНовские и частные гуманитарные агентства. Однако если они не справятся с потенциальным масштабом кризиса, американские войска будут брошены на оказание гуманитарной помощи. И хотя они делают эту работу организованно и быстро, использовать армию для этих целей оказывается очень дорого.D. Послевоенная оккупация и восстановление
От 12 до 48 миллиардов в год.
Администрация уверяет, что планирование восстановления идет в соответствующих госструктурах уже несколько месяцев. Парламентские бюджетные специалисты подсчитали, что оккупация Ирака обойдется США в 1-4 миллиарда долларов в месяц - в зависимости от того, какова будет доля американцев среди оккупантов из других стран. Оценка Совета по международным отношениям - $20 миллиардов в год на несколько лет. Вот основные статьи расходов:
1. Военная оккупация. До 200 тысяч военных с сокращением на второй год до 50 тысяч.a. Американские и союзнические войска: транспортировка и обеспечение на все время пребывания в Ираке - вплоть до строительства военных баз;
b. Иракские войска: Соединенным Штатам, возможно, придется платить им жалование и заботиться о социальном обеспечении;
c. Оружие массового уничтожения: Почти наверняка понадобится значительная сумма на обнаружение и уничтожение иракских запасов биологических, химических и ядерных материалов - поскольку именно их наличие было заявлено главной причиной нынешней войны.
2. Восстановление. Президент Буш заявил, что «восстановление Ирака потребует длительных усилий многих стран, в том числе и нашей». Ключевые слова - «многих стран» и «длительных».
В Афганистане и Косово США рассчитывали на то, что восстановление возглавят другие страны - после того, как американские войска возглавляли военные операции. После этих и других кризисов, американцы стали терять интерес к миссии сразу после отвода своих войск. Или, как пообещал президент Буш, "Мы останемся в Ираке на столько, на сколько будет необходимо - и ни днем больше». Вот что, предположительно, потребует восстановления:
a. Инфраструктура. Восстановление школ, жилых домов, водо- и энергоснабжения, канализации, автомобильный и железных дорог и, возможно, разрушенных нефтедобывающих предприятий и нефтепроводов.
b. Экономическая система. Ираку почти наверняка потребуется помощь в перестройке и модернизации бюджетной и налоговой систем, стабилизации национальной валюты и решении проблем долгов и репараций.
c. Политическая система. Деньги потребуются на зарплату госслужащим, на создание действенной судебной системы и на другие шаги по переходу от диктатуры к демократии.
d. Безопасность. Для того, чтобы военные могли уйти, в стране должен быть обеспечен некоторый уровень стабильности. Потребуются миротворцы и полиция, в основном для предотвращения вспышек этнических конфликтов.
e. Дипломатия. США захотят восстановить работу в Багдаде своего посольства и гуманитарной миссии.