Глупейшая франкофобия, пропагандой, которой занимаются наиболее пламенные американские патриоты, является лишним подтверждением тому, что в некоторых случаях эту сверхдержаву стоило бы называть «Соединенные Штаты Амнезии».
Можно однозначно утверждать, что США не существовали бы без Франции. Случайно, не при поддержке ли французской монархии Джордж Вашингтон (George Washington) и его соратники одержали победу в Войне за независимость? А ведь они действительно победили, благодаря сыгравшей решающую роль помощи со стороны Франции. В 1776 году Бенджамин Франклин предстал перед французским двором в качестве посланника Революции, привлекая всеобщее внимание своим скромным нарядом республиканца и поражающей быстротой блестящей мысли. В том же самом году Людовик XVI повелел принести в дар армии Джорджа Вашингтона вооружения на сумму миллион фунтов стерлингов.
Французы спасли Вашингтона и суровой зимой 1777 года, когда его армия, окруженная в Морристауне и изнуренная бегством солдат, опять получила помощь из Франции.
В 1778 году был подписан договор о дружбе и коммерческих отношениях между Францией и восставшими колониями Северной Америки. В одном из параграфов этого документа особое внимание уделялось суверенитету американской нации, и Франция должна была поддерживать независимость Соединенных Штатов Америки. Договор был подписан в феврале, и вполне естественно, что вскоре - в июне - началась война между Великобританией и Францией.
Значительное число высших чинов французской армии выступило в поддержку Вашингтона и его восставших сторонников. В 1778 году Шарль д'Эстен (Charles d'Estaing) - один из предков будущего президента Французской Республики Валери Жискар д'Эстена (Valery Giscard d'Estaing) - во главе первой французской эскадры отправился к берегам Америки, где должен был заблокировать британцев в порту Нью-Йорка.
Маркиз де Лафайет (Marques de Lafayette) по собственному желанию присоединился к революционным войскам и в 1777 году был назван Командующим Революцией - это же прозвище много позже, на Кубе получил аргентинец Эрнесто Че Гевара (Ernesto «Che» Guevara). Именно Лафайет в 1776 году убедил Людовика XVI направить шесть тысяч солдат на помощь Вашингтону.
Невозможно представить себе победу Соединенных Штатов в Войне за независимость без сыгравшей решающую роль помощи со стороны французов. В 1780 году французский флот под командованием адмирала де Грасса (de Grasse) запер английские войска в Виржинии, отрезав им тем самым пути отступления по морю. В это же самое время на суше французские войска под командованием графа Рошамбо (Rochembeau) окружили в Виржинии армию генерала Корнуоллиса (Cornwallis). Наступление французской армады и мужество революционных отрядов под командованием Джорджа Вашингтона положили конец британскому господству в тринадцати колониях. В октябре 1780 года генерал Корнуоллис был вынужден сдаться, подтвердив тем самым независимость Соединенных Штатов Америки.
Генерал Джон Першинг (John Perching), командовавший американскими экспедиционными силами во время первой мировой войны, счел своим долгом поклониться могиле французского героя Американской Революции и произнес следующую фразу: «Лафайет, мы здесь».
Но, в отличие от кровожадного холерика Дональда Рамсфелда, стоящего во главе оборонного ведомства президента Буша, генерал Першинг признавал такие понятия как воинская честь и благодарность нации. Тот факт, что именно Рамсфелд первым, в 1983 году, заключил союз между США и Саддамом Хусейном, предоставив ему оружие массового поражения, лишающее сегодня сна пентагонского Дракулу, и является наилучшим доказательством двойной американской морали. США стали доктором Франкенштейном (Frankenstein) всего современного мира - великими специалистами по сотворению монстров, которые рано или поздно восстают против своих же создателей. Саддам в Ираке и бен Ладен в Афганистане являются порождением тупоголовой, продажной и противоречивой внешней политики нации, которая по собственному желанию может быть одновременно и выдающейся и прагматичной. Остается лишь мечтать о том, каким бы был сегодняшний мир, если бы Билл Клинтон (Bill Clinton) остался в Белом Доме, либо Ал Гор (Al Gore) одержал победу (а по результатам голосования он ее действительно одержал) на прошедших президентских выборах.
Выполняя обязанности главы сверхдержавы, Билл Клинтон стремился благоразумно вести переговоры и заключать союзы, которые были далеки от скандальных манихейских лозунгов евангелиста, пришедшего ему на смену в Белом Доме: «Кто не с нами, тот против нас», «Ось зла». Уверен в том, что и Клинтон и Гор после событий 11 сентября сконцентрировали бы все свои силы на борьбе против терроризма, вместо того, чтобы приносить в жертву международную солидарность и отправляться на войну против Ирака. Терроризм - это не обычный враг и его нельзя победить традиционными методами.
Благодаря своей мрачной политике, губительно действующей на международный порядок, Бушу и Компании удастся превратить весь мир в рассадник терроризма. Благодаря слепоте сегодняшнего правительства США, бен Ладен получит целую армию потенциальных террористов, над которыми уже - вот ирония судьбы - не будет висеть дамоклов меч антифундаменталистских репрессий Саддама.
Но, безусловно, гораздо опаснее принцип превентивного нападения, прославляемого Белым Домом. Холодная война не превратилась в «горячую», именно из-за того, что в политике главенствовали принципы сдерживания и разубеждения. Изменяя подобным взглядам и полагая возможным использование силы, любая из противоборствующих сторон может посчитать себя вправе нанести удар первой. Самый известный пример превентивного нападения - бомбардировка 1 декабря 1941 года японской авиацией Перл-Харбора. Самый великий из американских президентов ХХ-го века - Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt) - сказал, что «этот день будет покрыт позором». Станет ли день нападения на Ирак еще одним «днем бесчестия»? Не знаю. Но даже, если он не станет «днем позора», день этот есть и остается днем опасности. Если международное сообщество не найдет в себе силы создать в XXI-ом веке по настоящему действенные политические и юридические отношения, то наша цивилизация будет катиться от кризиса к кризису до тех пор пока не достигнет пропасти под названием «Ядерный Апокалипсис».
Придерживаясь мудрой и твердой позиции, французский президент Жак Ширак (Jacques Chirac) и министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin) не просто оказывают услугу всему миру. В первую очередь они оказывают услугу самим Соединенным Штатам, пытаясь открыть им глаза на угрозу, нависшую над мировым порядком, основанным на правовых нормах. Сегодняшнее американское правительство - лишенное памяти, легкомысленное и невежественное - не понимает причин будущего краха. Северные радикалисты полагают, что можно обидеть Францию, сменив название жареного картофеля - French Fries - на «картофель Свободы» - Freedom Fries. Может, они к тому же перестанут пить воду Evian или шампанское?
Но стоящая в нью-йоркском заливе Статуя Свободы - подарок Франции США - напоминает американцем, утверждающим, что они спасли Францию в двух мировых войнах, что Франция не просто спасла Соединенные Штаты, а внесла самый решающий вклад в создание этой нации.