Господству Саддама Хусейна (Saddam Hussein) постепенно приходит конец. Войска США окружили Багдад. Вчера сенсационным прорывом к президентскому дворцу и демонстрацией других атрибутов мощи они пытались показать всему миру, что старый режим утратил контроль над ситуацией.
Военная, а, прежде всего, психологическая мощь акции должны все же сломить сопротивление с тем, чтобы избежать боя за каждый дом, а опасения на этот счет существуют.
Перед полководцами союзников Джорджа Буша (George Bush) и Тони Блэра (Tony Blair), встречавшимися во второй половине вчерашнего дня в Белфасте, встает, таким образом, один прагматичный вопрос: когда им следует объявить, что по крохам достающаяся победа действительно одержана? Однако, более важны и, пожалуй, более противоречивы задачи послевоенного восстановления Ирака. Сейчас необходимо быстро уточнить вопрос не только о будущем порядке в Ираке, но и о дальнейших действиях в рамках конфликта на Ближнем Востоке.
Открытым остается вопрос, удастся ли коалиционным войскам схватить Саддама (Saddam). Тем важнее для союзников каким-то иным образом продемонстрировать, что диктатор теряет власть. Этому способствуют как кадры с водопроводными кранами из золота во дворцах Саддама, так и выступление министра информации. Министр заявлял, что Багдад чувствует себя уверенно, в то время, как на втором плане был слышен шум боя. Американцы и британцы могут констатировать победу, когда режим не сможет обращаться с призывами к населению, а его военное сопротивление будет сломлено.
Только тогда коалиция сможет понять, на сколь масштабную поддержку в стране она может рассчитывать. В настоящее время из-за ожесточенных боев быстро растет число жертв. Чем быстрее они закончатся, тем легче будет процесс строительства нового порядка.
Вопрос, должна ли взять на себя руководство коалиция или ООН, активно дискутируется между Вашингтоном и Лондоном. Блэр в своем требовании передать главную роль Организации Объединенных наций может опираться не только на Брюссель, но и на некоторых внешнеполитических ястребов из США. Это, считают в Европе, вселяет надежду.
Решающим для стабильности в регионе является также дальнейший процесс урегулирования ближневосточного конфликта. Это подчеркнул министр иностранных дел Германии Йошка Фишер (Joschka Fischer) во время вчерашнего визита в Израиль. Предостережение Фишера, что война может охватить пожаром весь регион, пока не подтвердилось. Шансы на мирное разрешение конфликта даже значительно увеличились. Многое говорит о том, что конфликтующие стороны склонятся к «плану мирного урегулирования», который разработали в декабре для региона Америка, Россия, ЕС и ООН.
Прежде всего, должны, наконец, премьер Израиля Ариэля Шарона (Ariel Scharon), часто провозглашающий готовность идти на «болезненные компромиссы» должен перейти к делам. На сегодняшний день оказана четвертая часть обещанной США помощи. Остальное будет выплачено только тогда, когда Израиль пойдет на сотрудничество. Новый палестинский премьер-министр Махмуд Аббас (Mahmud Abbas) мог бы способствовать проведению Израилем более мягкого курса. А США, как маклер, испытывают цейтнот. Конец Саддама это только первая часть большого политического вызова.