Структура спецслужб Хуссейна
Трудно себе представить, что преданные Саддаму Хусейну руководители иракских спецслужб не позаботились о сокрытии или уничтожении наиболее ценных для них документов заранее. Они это наверняка сделали, потому что в подавляющем большинстве эти руководители - родственники Саддама Хусейна, его близкие друзья или земляки. В среднем звене и среди рядовых сотрудников спецслужб - тоже мало врагов Саддама Хусейна. Доказательством личной преданности Саддаму и режиму является демонстрируемое всему миру ожесточенное сопротивление иракской армии, ополченцев. О спецслужбах и говорить нечего. Сведений о наличии среди них предателей, которые принесли оккупационным войскам секретные архивы, компрометирующие иракский режим, пока не поступало.
Иракские спецслужбы были приведены в состояние боеготовности самыми первыми, они получили соответствующие инструкции. Сотрудники спецслужб прекрасно понимали, что после кровопролитной и неравной войны вся тяжесть борьбы с оккупационным режимом ляжет на их плечи. И это будет уже не явная, а тайная война с помощью диверсий и террористических акций. Вести тайную войну представители органов безопасности Ирака делать научились лучше, чем многие другие, и американо-британские «джеймс-бонды» получат в их лице достойных противников. В этой тайной войне не будет подавляющего преимущества оккупантов в технике.
Несмотря на то, что многие иракские руководители нынешних органов безопасности проходили в свое время обучение в СССР, советское разведывательное сообщество в лице КГБ, как считают специалисты, не оказало определяющего влияния на формирование иракских спецслужб. Иракские подразделения безопасности не похожи на российские. В них нет и подражания американским представлениям о том, что и как должны делать «рыцари плаща и кинжала». У них необычная структура и особый «восточный» колорит, поэтому противодействовать им трудно.
Достаточно сказать, что разведывательное сообщество Ирака состоит из восьми основных подразделений. Все они занимаются разведкой и контрразведкой, как внутри страны, так и за рубежом. Они пересекаются в интересах, страдая параллелизмом, ревностно относятся к успехам «соседей», но этот недостаток, порой, превращается в достоинство, когда речь заходит о перепроверке разведывательных данных, о проверке преданности людей.
«Управление специальной безопасности», которое правильнее было бы назвать «Управлением внутренней безопасности» занимается обеспечением лояльности сотрудников органов безопасности. Это спецслужба в спецслужбах и подчиняется она непосредственно сыну иракского лидера Кусею Хусейну - наиболее вероятному преемнику Саддама. Он же является главой высшего координирующего органа - «Совета национальной безопасности», который осуществляет общее руководство всеми спецслужбами. Кроме того, сотрудники внутренней безопасности одновременно обеспечивают охрану главных лиц государства, правительственных объектов, обеспечивают наиболее секретные сделки с оружием и нефтью, допуская к ним сугубо ограниченный контингент из числа наиболее преданных Саддаму людей.
Головным подразделением иракских спецслужб стала бывшая секретная служба партии БААС, которая помогала Хусейну захватить власть в 1964-1966 годах. Эта служба превратилась в политическую разведку и носит название «Управление общей разведки».
Непосредственно в армии существует «Главное управление военной разведки», которое организует агентурно-диверсионную работу за рубежом и охрану военных объектов внутри страны. Над всем армейским стоит еще одна служба внутренней безопасности армии - «Управление военной безопасности». Эти две спецслужбы подчиняются непосредственно Саддаму Хусейну.
Помимо этого исключительно Саддаму подчиняются «Республиканская гвардия» и «Специальная республиканская гвардия», которые сейчас вступают в непосредственное соприкосновение с оккупационными войсками на улицах иракских городов и в самом Багдаде.
Есть еще «Служба общей безопасности» - подразделение, занимающееся внутренним политическим сыском. Его сотрудники следят за политической благонадежностью граждан Ирака, следят за оппозицией. Это опять же служба внутренней безопасности, которая работает против всех потенциальных врагов внутри страны и координирует свою деятельность со службами внутренней безопасности в армии и спецслужбах - «Управлением специальной безопасности» и «Управлением военной безопасности». Она тоже подчиняется Саддаму Хусейну.
Сейчас силам американо-британской коалиции в Ираке противостоят внутренние спецслужбы и республиканская гвардия. За рубежом им будет противостоять «Управление общей разведки» и «Управление военной разведки». Точных данных о том, сколько сотрудников работает в управлениях, разумеется, нет, но в каждом из них числится не менее 5 тысяч человек, а в гвардии - около 60 тысяч. Общая численность разведывательного сообщества Ирака - не менее 100 тысяч человек.
Приведенные сведения свидетельствуют о том, что Вашингтон и Лондон столкнулись с очень серьезным противником, который полностью положить себя на лопатки не позволит. Важно, что этот противник огромное внимание уделяет чистоте своих рядов и преданности лидеру, обеспечивая внутреннюю безопасность с помощью нескольких перекрестно работающих специальных подразделений. Такая структура, напоминающая слоеный пирог, обеспечивает Саддаму Хусейну уверенность в том, что его не предадут даже в самый тяжелый период. Это дает ему уверенность в том, что его самый секретный архив, скорее всего, никогда не попадет в руки врага.
Что ищут союзники в Ираке
Чтобы представить себе объемы и ценность архива Хуссейна, нужно прибегнуть к аналогии и сравнить Ирак с Советским Союзом. Давайте представим себе, каков хотя бы приблизительно объем секретных архивов ЦК КПСС или КГБ СССР. Теперь нужно пересчитать его в соответствующей пропорции на иракские масштабы и получите приблизительное представление о том, в каком количестве комнат этот архив может поместиться. Разумеется, Ирак нельзя приравнять к СССР, партию БААС - к компартии Советского Союза, а КГБ к иракским разведывательным сообществом. Однако, даже уменьшив объем этого архива в заведомо завышенное количество раз, мы поймем, что он просто не уместится в здании российского посольства в Багдаде. Поэтому сообщения о том, что наводнившие столицу Ирака сотрудники американских и британских спецслужб, переодевшись в погромщиков, собираются ворваться в здание российского посольства с целью получения якобы спрятанного там «секретного архива Саддама», - это сюжет для очередной серии «Джеймса Бонда».
Другое дело, если эти сотрудники ЦРУ и МИ-6 под прикрытием войны проникли бы в наше посольство в Багдаде для того, чтобы получить доступ не к иракской, а к российской секретной документации. Это было бы больше похоже на правду. Но такая операция тоже была бы нелепой, потому что интересных для американцев и британцев секретных документов в нашем посольстве давно уже нет. В России делалось и до сих пор делается много глупостей, но мы еще не опустились до такой степени идиотизма, чтобы оставлять секретные документы в посольстве до начала боев в городе. На этот случай у посла есть соответствующие инструкции, схожие с инструкциями других стран. Вывозить секретные документы на машинах под бомбами - тоже совершенно неоправданный риск. Мы ведь все еще живем по инерции советских времен: рисковать жизнями людей можем, а секретными документами - ни в коем случае.
Это знают и американцы вместе с британцами, а посему в посольство они не полезут. Они, конечно, допустили серьезную ошибку, когда вторглись в Ирак, но назвать их полностью лишенными рассудка также нельзя.
Общеизвестно, что до сих пор американо-британские войска и агенты спецслужб США и Великобритании не смогли обнаружить ничего мало-мальски похожего на доказательства обладания режимом Саддама оружием массового уничтожения. Разумеется, эти агенты ныне разыскивают их, проверяя на месте поступавшие ранее сообщения о наличии оружия массового уничтожения. Войска и спецслужбы не находят доказательств «в железе», которые можно просто увидеть и пощупать. По всей видимости, они пока не рискуют инспирировать обнаружение таких доказательств. Поиск ведется по многим направлениям. Одно из самых перспективных направлений - обнаружение сведений об обладании Ираком ОМУ в секретных документах иракских спецслужб, которые были и остаются главными носителями этой тайны. Одновременно нельзя забывать, что эти документы могут подтвердить другую истину: Ирак не обладает ОМУ. Эта истина для Вашингтона и Лондона убийственна, а потому скрыть ее, вовремя обнаружив архивы, наверное, более важно.
Если же допустить, что все спецслужбы Саддама - это колосс на глиняных ногах, что с падением режима главные руководители спецслужб поднимут руки вверх и начнут продажей секретных сведений покупать себе будущее, то об «архиве» все равно никто не узнает. Новый хозяин поставит на него еще более высокий гриф секретности.