Видеокадры из Багдада захватывают дух. Ликующие люди приветствуют войска США, продвигающиеся в город. Разгневанные люди и американский танк стаскивают в центре города громадную статую Саддама Хусейна (Saddam Hussein).
Иракский диктатор потерял контроль над столицей и своей страной окончательно. Американцам потребовался всего 21 день, чтобы достичь своей военной цели: свержения иракского режима. Они добились военного и политического триумфа.
Ликующие массы людей на улицах Багдада свидетельствуют о том, что иракцы приветствуют освобождение и, таким образом, опровергают возражения противников войны. Тем самым, военная операция против Ирака, которую резко критиковали по всему миру, приобретает задним числом некоторую долю легитимности. Даже если США до сих по не смогли доказать, что Саддам обладает оружием массового уничтожения.
Даже самые убежденные противники войны - Франция, Германия и Россия - должны теперь задаваться вопросом, а не ошибались ли они в оценке положения в Ираке. Еще несколько дней назад наблюдатели рисовали мрачные картины затяжной, кровавой войны в Персидском заливе, которая повергнет в еще больший кризис мировую экономику. Крайне скорый военный успех подтверждает правильность стратегии Джорджа Буша (George Bush) и Тони Блэра (Tony Blair).
Однако Соединенные Штаты не должны делать из ликования иракцев ложных выводов. Ликование большей части населения было искренним выражением радости в связи с освобождением от страшного режима Саддама Хусейна. Но не меньше иракцев не желает чужой оккупационной власти, тем более, что США во всем арабском мире считаются покровителем Израиля.
Вашингтон оказался перед громадным политическим вызовом. Буш увязал свержение Саддама с обещанием принести иракцам свободу и благополучие и умиротворить потрясаемый кризисами Ближний Восток. Только тогда, когда Вашингтон выполнит оба обещания, война будет воспринята задним числом в Ираке и в арабском мире как легитимная. Для этого США должны вновь взять в свои руки решение конфликта между израильтянами и палестинцами.
Долгосрочному успеху иракской политики США пошло бы на пользу также, если бы США смогли после недолгой деятельности военной администрации отказаться от роли откровенного оккупанта. Поэтому Буш должен воспользоваться моментом триумфа, чтобы преодолеть разногласия с Германией, Францией и другими государствами, критикующими войну. Позитивным моментом явилось то, что президент США и Тони Блэр (Tony Blair) договорились в Белфасте о предоставлении важной роли Организации Объединенных наций в послевоенном Ираке. Берлин, Париж и Москва обязаны, со своей стороны, найти в конце этой недели на встрече в российском Санкт-Петербурге слова примирения, чтобы, наконец, положить конец размолвке в трансатлантических отношениях.