В речи, произнесенной в Сенате 19 марта, в первый день войны с Ираком, сенатор-демократ из Западной Виржинии Роберт Берд (Robert Byrd) спросил: "Что происходит с нашей страной? Когда мы стали нацией, игнорирующей и порицающей своих друзей? Когда мы решили пойти на риск подрыва международного порядка, применив радикальный доктринерский подход к использованию нашей огромной военной мощи? Как мы можем отбрасывать дипломатию, когда беспорядок во всем мире буквально взывает к ней?"
Никто не затруднил себя ответами на эти вопросы, однако, по мере того, как американская военная машина, находящаяся сейчас в Ираке, расползается в других направлениях, эти вопросы заставляют задуматься о провале, если не о коррумпированности, демократии.
Давайте посмотрим, как осуществлялась ближневосточная политика США с тех пор, как к власти пришел Джордж Буш (George W. Bush). Еще до ужасных событий 11 сентября 2001 года команда Буша позволила правительству Ариэля Шарона (Ariel Sharon) колонизировать Западный берег и сектор Газа, свободно убивать и арестовывать людей, разрушать их дома и экспроприировать их земли, ограничивать их свободу введением комендантского часа и военными блокадами. После событий 11 сентября Шарон просто назвал все это "борьбой против терроризма", и еще больше усилил одностороннее притеснение беззащитного оккупированного гражданского населения, невзирая на резолюции Совета Безопасности ООН, предписывающих Израилю отступить и прекратить совершать военные преступления и нарушать права человека.
В октябре 2001 года Буш начал вторжение в Афганистан, которое он предварил массированными бомбардировками (антитеррористическая военная тактика, очень напоминающая по своей тактике и исполнению обыкновенный терроризм), а в декабре установил в Кабуле марионеточный режим, не обладающий реальной властью. После этого США не предприняли никаких видимых усилий по восстановлению страны, и Афганистан снова находится в упадке.
Начиная с лета 2002 года администрация Буша стала вести пропагандистскую кампанию против деспотического правительства Ирака, и, после неудачных попыток получить одобрение Совета Безопасности ООН, совместно с Великобританией начала войну. С ноября прошлого года недовольные высказывания исчезли из основных средств массовой информации, а им на смену пришли бывшие генералы и эксперты по терроризму из аналитических организаций правого толка. Любой, кто выступал с критикой, получал ярлык антиамериканского ученого.
В СМИ появилось множество материалов, в которых диктаторский режим Саддама Хусейна (Saddam Hussein) ассоциировался не только со злом, но и со всеми возможными преступлениями. Некоторые из них с фактической точки зрения были верны, однако в них не упоминалась роль США и Европы в поддержке и укреплении власти Саддама. Например, печально известный Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) посетил Саддама в начале 1980-х годов, и заверил его в одобрении Соединенными Штатами ужасной войны против Ирана. Американские компании поставляли ядерные, химические и бактериологические компоненты Саддаму для его оружия массового уничтожения, однако впоследствии данные об этом были бесстыдно удалены из архивов.
Правительство и СМИ умолчали об этом в ходе создания предпосылок для разрушения Ирака. Бездоказательно, на основе ложной информации Саддам был обвинен в укрывании оружия массового уничтожения, которое воспринималось как непосредственная угроза Соединенным Штатам. Ужасные последствия американо-английского вторжения в Ирак уже начинают проявляться в виде разрушения инфрастуктуры, разграбления богатейшего исторического наследия, попыток привлечения к восстановлению страны разношерстых "изгнанников" и американских корпораций, а также присвоении нефтяных запасов и судьбы страны. Например, было высказано предположение, что Ахмад Чалаби (Ahmad Chalabi) подпишет мирный договор с Израилем, что вряд ли является иракской идеей. А компания "Bechtel" уже получила огромный контракт.
Это практически полный провал демократии - нашей, не иракской: предполагается, что 70 процентов американцев поддерживают акцию против Ирака. Однако хорошо известно, что можно очень легко манипулировать опросом общественного мнения, в ходе которого 465 американцам задается вопрос, "поддерживают ли они президента и войска во время войны".
Я уверен, что это была развязанная обманным путем, ненужная и непопулярная война. Реакционные вашингтонские аналитические организации, из которых вышли Вулфовиц (Wolfowitz), Перл (Perle), Абрамс (Abrams) и Фейт (Feith), создают нездоровую интеллектуальную и моральную атмосферу. Американский народ или его представители никогда не голосовали за доктрину военных упреждающих действий. У народа не было возможности выступить против лестных предложений, сделанных правительству такими компаниями, как "Halliburton" и "Boeing". Выработка стратегического курса самого богатого военного истеблишмента в истории была предоставлена идеологизированным организациям, например стоящим на фундаменталистских позициях христианским лидерам, богатым частным фондам или лоббирующим организациям, таким как Американо-израильский общественный комитет. В высшей степени преступно то, что такие важные слова, как демократия и свобода были использованы для прикрытия грабежей, захвата территорий и сведения счетов. Отношение Америки к арабскому миру стало таким же, как и отношение Израиля. Наряду с Сирией, Ирак представлял единственную серьезную опасность для Израиля, и поэтому должен был быть повергнут.
Более того, что значит освободить страну и установить в ней демократию, когда никто не просит делать этого? Когда это сопровождается военной оккупацией и неспособностью установить закон и порядок? Что это за пародия на стратегическое планирование, когда вы предполагаете, что местное население будет приветствовать вас после того, как вы 13 лет бомбили его и держали в карантине санкций?
В дополнение ко лжи о ненайденном оружии, неслучившейся второй "Сталинградской битве" и артиллерийской обороне я нисколько не удивлюсь, если внезапное исчезновение Саддама произошло благодаря заключенной в Москве сделке, согласно которой он мог исчезнуть со своей семьей и своими деньгами в обмен на страну. Война на юге страны шла плохо для США, и Буш не мог допустить, чтобы то же самое повторилось и в Багдаде. 6 апреля была обстреляна российская автоколонна, покидающая Ирак, 7 апреля в Россию прилетела Кодолиза Райс (Condi Rice), 9 апреля пал Багдад.
Как бы то ни было, американский народ обманут, иракский народ страдает, а Буш выглядит как ковбой. Конституционные принципы были нарушены, а электорату была сказана ложь. Мы хотим, чтобы нам вернули нашу демократию.